Преобразование отношений собственности в переходной экономике
· качество законодательной и нормативно-правовой базы;
· отношение и выбор методой оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладает затратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимость и привлекательность объекта);
· количество средств у потенциальных инвесторов;
· развитость рыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности;
· наличие рыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности;
· качество профессиональной подготовки управленческих кадров.
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизм бесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», и точечная приватизация государственных объектов стратегическим инвесторам, выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи собственности за деньги [2, c. 97 – 103].
Часто в посткоммунистических странах выбирается чековая приватизация. А ведь быстрое создание класса реальных собственников затрудняет в дальнейшем отказ от реформ или их ревизию. Кроме этого, актуальными являются вопросы социальной справедливости.