Налоговые льготы
В третий и четвертый год работы такие предприятия уплачивают налог в размере 25 и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что и выручка от этих видов деятельности составляет не менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Перечисленные льготы не предоставляются малым предприятиям, созданным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Льготные режимы налогообложения. Помимо традиционной системы налогообложения НК РФ предусмотрены так называемые налоговые режимы – упрощенная система налогообложения (далее – УСН) и система в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).
Упрощенная система налогообложения. Одной из форм совершенствования налоговой системы Российской Федерации является принятие Федерального Закона РФ от 20.12.1995 г. № 222-ФЗ « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства», который вступил в силу с 01.01.1996 г[9].
На практике субъекты малого и среднего предпринимательства часто применяют упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (ст. 346.11 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие такую систему, не признаются плательщиками НДС за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. В настоящее время согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (ч. 2 ст. 56) поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением данной системы, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 90 %. Вместе с тем следует учитывать, что нормами Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений (городских округов) и муниципальных районов отнесены соответственно вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, а также по содействию его развития на территории муниципального района. В связи с этим для стимулирования муниципальных образований в решении указанных вопросов целесообразно закрепить за местными бюджетами нормативы отчислений от данных налогов, что позволит значительно увеличить налоговые доходы местных бюджетов (на 10,3 %).