Классификация и модели финансового планирования.
1. разработка финансового раздела бизнес-плана;
2. бюджетирование;
3. составление прогнозных финансовых документов.
Для конструирования перечисленных моделей финансового планирования применяются методы, различные сочетания которых могут использоваться в нескольких моделях. Методы, используемые в моделях финансового планирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Модели и методы (приемы) финансового планирования
Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования |
Модель финансового планирования | ||
Разработка финансового планирования |
бюджетирование |
Составление прогнозных финансовых документов | |
Метод прогноза объемов реализации (продаж) |
+ |
+ |
+ |
Метод баланса денежных поступлений (баланса денежных потоков) |
+ |
- |
- |
Метод бюджета наличности |
- |
+ |
- |
Метод бюджета дополнительных вложений капитала |
- |
+ |
- |
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов) |
+ |
- |
+ |
Метод определения потребности во внешнем финансировании |
- |
- |
+ |
Метод регрессионного анализа |
- |
- |
+ |
Метод процента от продаж |
- |
- |
+ |
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия |
+ |
- |
+ |
Метод расчета точки безубыточности |
+ |
- |
+ |
«+» - метод (прием) используется;
«-» - метод (прием) не используется.
Метод прогноза объемов реализации. В экономической литературе можно встретить второе название метода – «Метод прогноза продаж». Процесс финансового планирования этим методом обычно начинается с прогнозирования будущих продаж, так как правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью оценки будущих продаж как торговыми работниками, так и потенциальными потребителями, а также с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными (например, ростом ВВП, колебанием учетной ставки) и отраслевыми данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней среде для эконометрических моделей могут быть получены, например, методом СВОТ, от английского SWOT – анализы сильных, слабых сторон деятельности организации, имеющихся у нее возможностей и потенциальных источников угроз.