Приватизация со стороны предприятия и населения.
Интересно, на мой взгляд, рассмотреть цели, ход и оценку приватизации со стороны самого предприятия. Институтом приватизации и менеджмента в 2000г. был проведен опрос руководителей 222 предприятий, 103 из которых были приватизированы. Как выяснилось, инициаторами приватизации в целом по выборке оказались дирекция предприятия (в 57,3% случаев), трудовой коллектив (55,3%) и государство (35%). При этом потенциальный инвестор выступил с такой инициативой только в 2% случаев. Нередко инициаторов было несколько: наиболее распространенный союз - дирекция и трудовой коллектив (29% ответов). Как уже было замечено выше в 1991-1994гг. инициаторами трансформации собственности были в основном дирекция и трудовой коллектив. С 1995г. начинается активное вмешательство государства в экономику предприятия. Процесс приватизации не стал исключением. Если в начале 90-х приватизация осуществлялась в основном путем выкупа предприятий, в результате победы на конкурсах и аукционах, то с 1995г. все более распространенным становится формальное акционирование, когда государство оставляет за собой большой пакет акций и все рычаги управления предприятием.
Если одной из многочисленных целей приватизации на макроуровне является увеличение денежных поступлений или снижение нагрузки на госбюджет, то на микроуровне - повышение эффективности экономики предприятия. Это отметили и белорусские респонденты - на первое место вышли цели повышения эффективности функционирования фирмы, желание повысить самостоятельность предприятия и жизненный уровень работников. Однако и негативные, и позитивные ожидания от приватизации сильно зависят от инициаторов ее проведения. В целом названы положительные ожидания от приватизации. При этом в ответах преобладает желание изменить экономическую ситуацию на предприятии, а не изменить структуру управления. Нажим со стороны властей упоминается только в той группе, где инициатором приватизации выступило государство. У дирекции предприятия, как и у трудового коллектива, на первый план выдвинуты исключительно экономические причины. При этом они значительно чаще надеются на привлечение нового инвестора, с которым связывают улучшение экономических показателей предприятия.
Хотя менеджеры приватизированных предприятий скорее довольны, чем недовольны своим негосударственным статусом, у них найдется масса причин для негативных эмоций и оценок. Формальное акционирование оставляет слишком много рычагов давления и слишком мало реальных преимуществ нового, независимого статуса.
Большая часть белорусов - обеими руками за продажу отечественных предприятий частным инвесторам - к таким выводам пришли исследователи Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Параллельно они выявили странную закономерность: если у опрошенного есть мобильный телефон, он почти наверняка поддержит приватизацию и совсем другое дело, если его нет . В ноябре 2004 г. социологи провели исследование, дабы выяснить, насколько совпадает проводимая руководством страны политика в отношении приватизации крупных предприятий с мнением простых граждан. Свое мнение высказали полторы тысячи человек от 18 лет и старше. Получилось, что чистых противников продажи "фамильного серебра" белорусской экономики всего 37,8%. Решив копнуть глубже, социологи составили портрет такого среднестатистического противника реформ. Он, во-первых, доверяет нынешнему Президенту (70, 6%), а во-вторых, хотел бы объединения с Россией (62, 2%). Среди противников преобладают женщины (60,7%) и лица старше 50 лет (52,4%). Большинство из них (69,8%) имеют образование ниже институтского, а доход у 87,9% из них - ниже минимального потребительского бюджета. Гораздо интереснее лагерь тех, кто за приватизацию, - таковых оказалось 62,2%, то есть в 1,6 раза больше, чем противников реформ. Тут социологи предоставили несколько возможных вариантов ответа - кому именно продавать предприятия. Большинство - 29,3% - отдали голоса в пользу отечественного предпринимателя. За то, чтобы отдать наше "достояние" Западу, высказались 9,8% опрошенных. Россиянам доверяют и того меньше - только 5,4% респондентов. А вот любому, кто готов платить, незамедлительно продали бы белорусские активы 17,7% граждан. Как выявили социологи, портрет типичного сторонника приватизации таков: этот человек, скорее, не доверяет высшему руководству страны (68,2%) и стремится объединиться скорее с ЕС (43,7%), нежели с Россией (40,8%). Мужчин и женщин в рядах сторонников приватизации примерно поровну. Большинству из них (72,2%) еще нет 50, а 82,8% имеют среднее либо высшее образование. Но самой яркой категорией сторонников приватизации является группа граждан, считающих, что предприятия надо продать любому, кто заплатит. Из них доверяют нынешней власти только 15%, объединения с Россией хотят только 33,3% (с ЕС - 49,5%). Среди них лица до 50 лет составляют 78%, среднее и высшее образование имеют 87,8%. При этом уровень их душевых доходов весьма низок, даже ниже, чем во всей группе сторонников приватизации. Таким образом, определить, что движет этой категорией граждан - крайняя стесненность в средствах или же любовь к демократии, - довольно сложно. Также социологи выявили устойчивую связь между мнением респондента и наличием у него мобильника. Из противников приватизации сотовый есть только у каждого пятого, а у тех, кто ее поддерживает - почти у каждого второго (43,2%). Еще больше мобильных телефонов (51,3%) у тех, кто готов продать наши предприятия любому инвестору.