Эволюция приватизационного законодательства и методы реформирования государственной собственности в Беларуси
Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится
денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4.9 млн. чел., получивших чеки, свыше 2 млн. чел. вложили 86,6 млн. чеков в преобразованные предприятия.
Вместе с тем «по состоянию на 1 марта 2000 г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных именных приватизационных чеков «Имущество», что объясняется
недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом и низкими темпами преобразования государственных и арендных предприятий в акционерные общества.
Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находилась значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.
Третий этап.
С 1995 г. начался этап который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности», Указ от 17.05.1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», Указ от 14.11 1997 г. «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.03 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05.05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство. В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.
время в 1998 г. она составляла 49,5% от всех преобразованных предприятий. Продажа объектов по конкурсу за указанный период сократилась на 13,3 процентных пункта и в 2000г. составила 4,7% всех преобразованных в этом году предприятий.
В целях «обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан государство ввело особое право управления - «золотую акцию». Представители государства в органах управления АО, наделенные «золотой акцией», имеют право вето при принятии указанными органами решений по следующим вопросам:
· реорганизация акционерного общества;
· ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
· изменение уставного фонда и использование чистой прибыли общества;
· совершение (согласование) сделок, входящих в компетенцию правления и общего собрания акционеров общества;