Первый этап (1992-1997 годы)
Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.
Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.
Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:
• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;
• упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов,
• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;
• организации банковской системы и таможенной службы;
• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.
Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.
В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:
• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;
• введение национальной валюты;
• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;
• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;
• окончательный отход от принципов административно-командной экономики.
Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.
Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.
На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.
В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.
В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.