Энергетика
В 1990 производство электроэнергии в Казахстане составило 87,4 млрд. кВтЧч, из которых 85% было использовано внутри республики, а 15% передано в российские регионы (Урал, Центр). К 1997 выработка электроэнергии сократилась на 43%. Большая часть энергии производится на 37 тепловых электростанциях, работающих на углях Экибастузского, Майкубинского, Тургайского и Карагандинского бассейнов. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции – Бухтарминская, Усть-Каменогорская (р.Иртыш) и Капчагайская (р.Или), обеспечивающие 10% потребностей страны, и атомная электростанция недалеко от Актау (бывш. Шевченко).
Хотя производство электроэнергии остается важной отраслью и в постсоветский период, все большее значение приобретает добыча углеводородного сырья, в частности нефти. В 1997 было добыто 25,8 млн. т нефти и газового конденсата. Однако из-за недостатка перерабатывающих мощностей и отсутствия необходимых нефтепроводов Казахстан был вынужден импортировать из России ок. 12 млн. т нефти и 1,8 млрд. куб. м природного газа. В последние годы крупные месторождения нефти открыты в Прикаспийской низменности (Тенгиз), на п-ове Мангистау (Мангышлак), на каспийском шельфе и в южном Казахстане. Для разработки и экспорта этих нефтяных ресурсов образованы международные консорциумы. Наиболее известен Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). В декабре 1996 он включал в себя казахстанские, российские, американские, итальянские и британские компании. Китайская национальная нефтяная компания заключила соглашение с правительством Казахстана о строительстве нефтепровода из Казахстана в Китай. Канадская компания «Харрикейн» планирует вложить более 400 млн. долл. в разработку месторождений нефти и газа. Эти проекты могут в будущем создать основу для развития в Казахстане крупного экспортного рынка. Но, по моему мнению, этот рынок должен развиваться под надёжным контролем государства, в противном случае Казахстан рискует «наступить на грабли», которые не обошла стороной Россия, т.е. – стать сырьевым придатком развитых стран. Такая перспектива не обещает никаких положительных результатов развития экономики, т.к. уже в настоящее время в сфере наукоёмких технологий на территории Казахстана работают в основном иммигранты, а в будущем это может создать реальную угрозу зависимости экономики страны от стран-импортёров казахстанского сырья. А также от стран-реципиентов высокообразованных специалистов, способных качественно работать в высокотехнологичных отраслях производства.
На полуострове Мангышлак, южнее города Актау (Шевченко) в 1972 году сооружена и запущена в эксплуатацию крупная опытная АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-350 с натриевым охлаждением. АЭС БН-350 имела двухцелевое назначение: производство электрической энергии (установленная мощность 150 Мвт) и выдача пара на опреснительные установки для получения пресной воды из морской до 120 тыс. т в сутки. По состоянию на 1978 год Шевченковская АЭС была крупнейшей в мире опытно-промышленной энергетической установкой с реакторами на быстрых нейтронах, позволявшей учёным решить ряд научно-технических и промышленных проблем, а также проводить массу научно-исследовательских, опытных и конструкторских работ.
В 1976 году закончилось строительство Жамбылской ГРЭС мощностью 1230 МВт, которая и по сей день остается основной энергетической базой юга Казахстана.
2.3 Транспорт
Транспортная сеть Казахстана развита недостаточно, хотя, как говорилось в главе 1, с древних времён через Казахстан проходил Великий Шёлковый Путь, что давало возможность выгодной транспортировке как своих товаров за рубеж (на экспорт), так и поставкам импортной продукции на внутренний рынок. Но, с течением времени данный транспортный поток иссяк, по той причине, что купцы востока и Европы нашли другие, более выгодные и безопасные пути поставки своих товаров.
Географическое расположение Казахстана в центре Евразии предопределяет его значительный транспортный потенциал в области транзитных перевозок. Протяжённость наземных транспортных магистралей республики составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км — магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км — автомобильные магистрали общего пользования с твёрдым покрытием, 4 тыс. км. — речные пути.
Основные перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным транспортом. Важнейшие магистрали связывают Алма-Ату с Уральском, Астаной и Семипалатинском. На севере железнодорожная сеть является составной частью российских железных дорог, особенно пути через Петропавловск, на направлениях Кокчетав – Кустанай и Павлодар – Астана – Тобол. В 1991 была открыта железная дорога, связавшая Казахстан с Китаем, а в 1993 – с Ираном и Турцией через Туркменистан. Однако до сих пор отсутствуют удобные пути для транспортировки грузов между восточными и западными районами страны. Автодороги дублируют железные дороги и обеспечивают перевозку пассажиров и грузов в труднодоступных районах республики. Водный транспорт используется на р. Иртыш и Каспийском море. Развивается воздушный транспорт (открыты прямые авиалинии в Германию, Турцию, Иран, Китай и ряд других стран).