Исторический экскурс.
История казахского государства, если вести отсчет от великой евроазиатской империи древнего суперэтноса – тюрок, насчитывает почти 1500 лет. Свыше 500 лет прошло с тех пор, как на обломках Золотой Орды образовалось самостоятельное Казахское ханство – законный правопреемник всех предыдущих государственных образований, существовавших на огромной территории. Из них около 300 лет, начиная с 1731 г., казахский народ жил в составе Российского государства, в том числе 75 лет – при советской власти.
Племена предков казахов – каганаты тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кипчаков – участвовали в международных, политических, хозяйственных и культурных связях своего времени, «поддерживали дружественные контакты с Сасанидами и Византией, Киргизским каганатом и государством уйгуров, Китаем. Они были союзниками Киевской Руси в ее борьбе с хазарами и Волжской Булгарией. Тюркские племена территории Казахстана вместе с народами Средней Азии боролись против арабского завоевания, торговали и обменивались культурными ценностями с Согдом, устанавливали связи с саманидами и Тахириудами, сельджукидами. Через весь южный Казахстан еще с глубокой древности проходил Великий Шелковый путь» в Византию и Китай. А древние города Тараз (Джамбул), Отрар (Фараб), Сюткент, Чиганак и др. были важными культурными и экономическими центрами международного значения, в которых процветали наука и искусство.
Историческая традиция экономических, политических, военных и культурных связей казахского народа восходит также к далекому прошлому, ко времени Киевской Руси и Кыпчакского государственного образования.
Так, издревле, еще с XV в. казахи нашли в лице русских союзника в борьбе против джунгарских набегов и других нападений, грозивших самому существованию казахского народа. В свою очередь, сами казахи были своего рода щитом, охраняющим славянские племена от нашествий армии Македонского или полчищ Чингиз-хана.
Первые же официальные связи Казахстана с Россией относятся к концу XVI в., времени, когда Казахское ханство Тауеккеля испытывало давление с юга – от бухарского хана Абдуллы, а с севера – от сибирского хана Кучума. В 1594 г. хан Тауеккель через своего посла Кул-Мухаммеда впервые поставил вопрос не только о военной помощи, но и о принятии казахов в российское подданство. В марте 1595 г. последовала царская грамота. В этом же году царский посол Вельямен Степанов был направлен к Тауеккелю. XVII век – время основания Яицкого городка Гурьева, расширения караванного торга, обмена посольствами. Экономический подъем России с начала XVIII в. обусловил растущий интерес к «ключам и вратам» торговли с Востоком, какими являлись казахские степи. О состоянии торговых отношений Казахстана с Россией дают представленные материалы Академической экспедиции 1768-1774 гг., работы его участников: П.С. Палласа, И.Г. Георги и И.П. Фалька. Целый ряд интересных сведений о Казахстане конца XVIII-начала XIX в. сообщили Поспелов и Бурнашев, Записки Бланкеннагеля, Поспелова и Бурнашева, которые являются ценными источниками для изучения связей Казахстана с Россией и со среднеазиатскими ханствами. О хивинско-казахских отношениях повествуют также записки капитана генерального штаба Мейендорфа, сопровождавшего миссию А. Негри в Бухару в 1820 г.
Если же взять политический аспект присоединения Казахстана к России, то передовые представители казахской интеллигенции не раз отмечали, что объективно принятие казахов в российское подданство сыграло прогрессивную роль. Эта мысль нашла отражение в трудах и высказываниях ученого-энциклопедиста, публициста и демократа Чокана Валиханова (1835-1865), педагога и ученого Ыбрая Алтынсарина (1842-1889), выдающегося писателя и просветителя Абая Кунанбаева (1845-1904). Так, последствием присоединения было развитие промышленности, формирование первых отрядов рабочего класса из коренного населения. Создавались условия для проникновения в казахскую степь капиталистических отношений, для духовного обогащения народа под влиянием западной, в том числе и русской, культуры. В целом, была устранена угроза порабощения Казахстана иноземными захватчиками. Эти очевидные факты стараются обойти и шовинисты, и националисты, ибо они не согласуются с их крайними позициями.