Функции государства в современной рыночной экономике
Содержание функций государства может быть представлено тремя блоками: командно-административные функции, трансформационные функции, рыночное регулирование. В условиях переходной экономики наибольший интерес представляет третий блок. Для реализации рыночного регулирования необходимо:
1) обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования отношений между субъектами хозяйствования.
2) усиление рыночного механизма, модификация, исправление его недостатков, на основе мер по стабилизации и стимулированию экономического роста, контроль безработицы, экологии, перераспределения ресурсов и др.
Для обеспечения и поддержки функционирования рыночной системы необходимо:
А) обеспечение правовой базы;
Б) защита конкуренции.
Для обеспечения правопорядка и законности государство создает определенную систему государственных институтов (органов, учреждений), которые принимают законы, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности и т.д.
К институтам государственного управления в Украине относятся: Верховная Рада Украины, президент, Кабинет министров, Премьер-министр, прокуратура
Для большинства стран Восточной Европы в период рыночных реформ главной задачей было обеспечение эффективного и полноценного функционирования рыночной системы, определяющего право собственности, сформировать законодательство о создании компаний, о банках, о банкротстве и т.д.
В Украине создается правовая основа рыночной экономики: приняты законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О банкротстве», «О предприятии» и др.
Важнейшим актом государства в системе обеспечения регулирования всей жизни страны, в том числе экономики, является принятие Конституции, где заложены фундаментальные принципы экономических отношений. Принятая Конституция отражает рыночные принципы жизнедеятельности, гарантируя право частной собственности, свободы предпринимательства и др.
Создание условий конкуренции осуществляется путем поддержки и развития частного предпринимательства, путем проведения антимонопольной политики. Поддержка частного предпринимательства может быть финансовой и управленческой. Финансирование осуществляется в трех видах:
прямая поддержка - это гарантийные займы;
смешанная поддержка - совместное финансирование предприятия государством и частными инвесторами;
гарантированная поддержка, т.е. финансирование частным банком под гарантию государства.
Управленческая поддержка может осуществляться в трех видах:
добровольным обязательствам пенсионеров-менеджеров;
работодателями-управленцами;
центрами развития малого бизнеса.
Проведение антимонопольной политики обусловлено тем, что в современном производстве нередко возникают предприятия-монополисты, монополизируя целые отрасли. Монополизация сдерживает свободную конкуренцию, что отрицательно сказывается на экономике в целом, т.к исчезает стимул к совершенствованию, внедрению нововведений и НТП. В условиях монополии общество теряет часть чистой экономической прибыли.
Для проведения антимонопольной политики широко используется антимонопольное законодательство. Борьба с монополистической и олигополистической ситуацией на рынке предполагает использование нескольких стратегий поведения государства:
создание условий для открытой экономики, доступа на внутренние рынки иностранных потребителей и возможности экспорта своего товара за границу;
законодательство против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной деятельности;
гарантия свободного выхода на рынок новым предприятиям;
запрет на слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий;
разукрупнение существующих монополий, разделение их на более мелкие части.
Иногда правительство фиксирует цены на продукцию монополий, но это не всегда эффективно, т.к:
нет надежных методик для определения статуса монополии;
возникает товарный дефицит;
стимулирует выработку монополий новой стратегии в ценообразовании.