Планирование экономического и социального развития предприятия
Планирование было и остается важнейшим инструментом хозяйственного руководства, используемым предприятиями всех видов и размеров. Его назначение - в установлении целей и разработке предложений о путях их достижения. При этом ценность планирования заключается не столько в документе, называемом планом, сколько в анализе учитываемых в процессе планирования факторов, оценке их роли в сохранении или повышении эффективности деятельности предприятия и возможных значений, которые могут быть достигнуты в результате реализации мероприятий, намеченных к осуществлению по итогам анализа.
Любое предприятие, в том числе и автотранспортное, имеет своей конечной целью получение прибыли. Достичь этой цели можно, только максимально удовлетворяя спрос клиентов на перевозки и другие сопряженные с ними услуги. Размер предложения услуг АТП и соответственно величина удовлетворяемого спроса на перевозки зависят от реальной провозной способности предприятия и уровня себестоимости перевозок, точнее их прибыльности. Последняя представляет собой разность между величиной доходной ставки и себестоимостью.
Реальная провозная способность предприятия и его прибыльность при прочих равных условиях в основном зависят от двух взаимосвязанных ycловий. Первым является рациональность структуры предприятия, которая предполагает рациональность соотношений между размером производственных фондов и количеством рабочих мест на предприятии (необходимой численностью работников), между парком подвижного состава и мощностью ремонтно-обслуживающих подразделений предприятия, а внутри парка подвижного состава - между транспортными средствами различной грузоподъемности и специализации, между основными и оборотными фондами предприятия, между работниками разных групп и профессий и т.д. Критерием для оценки рациональности служит максимум прибыли.
Вторым основным условием, определяющим реальные значения провозной способности и эффективности предприятия является рациональность использования наличных производственных ресурсов, которыми располагает предприятие, рациональность применяемых технологических, организационных и управленческих процессов. Речь идет о выработке оптимальных решений, касающихся распределения имеющегося подвижного состава в соответствии с условиями заказов на перевозки, выбора рациональных маршрутов, форм организации ТО и ремонта, очередности занятия автомобилями постов технического обслуживания или ремонта, размеров запасов материалов и запасных частей, сбора заказов на перевозки и подготовки информации о принятых заказах, организации обработки коммерческой и отчет- ной информации и многих других процессов, непрерывный ход которых обеспечивает функционирование АТП. Судить об эффективности предприятия в целом, о том, насколько рациональны его размер и структура, как полно используются его возможности, можно только по конечным финансовым результатам деятельности – по сумме прибыли и уровню рентабельности. От того, удовлетворяют ли собственников и руководителей предприятия плановые, т.e полученные в результате плановых расчетов, значения финансовых показателей, будет зависеть очередность и настоятельность управленческих задач, которые необходимо будет решить в течение планового периода.
Оценка предполагаемой эффективности производственной и коммерческой деятельности АТП в течение задаваемого планового период производится по результатам разработки , представляющего собой документ, состоящий из комплекса таблиц, содержащих расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности предприятия. Процесс разработки техтрансфинплана АТП складывается из двух составляющих, одна из которых имеет вероятностный, а другая в основном детерминированный характер. Вероятностная составляющая связана с получением прогнозных оценок поведения потребителей транспортных услуг (объемов и структуры заказов па перевозки грузов, дислокаций пунктов погрузки и уровней договорных тарифов по видам перевозок и т. n.), рыночных на приобретение необходимых предприятию ресурсов.
Детерминированная составляющая работы над составлением техтрансфинплана АТП состоит в проведении на основе прогнозных оценок и имеющихся на предприятии нормативов плановых расчетов для определения значений важнейших параметров, таких, как реальная величина провозной способности парка подвижного состава, потребность в ресурсах различного вида, объем доходов, расходов, прибыли и др.
Текущее планирование осуществляется путем составления техтрансфинплана - плана работы предприятия на год с поквартальным распределением. Дальнейшая конкретизация и реализация текущих планов обеспечиваются системой оперативного планирования, которое осуществляется в форме разработки планов работы предприятия в целом и отдельных его звеньев на короткие отрезки времени: месяц, декаду, неделю, сутки, смену.