Этапы развития системы управления качеством
Реализация многих перечисленных направлений и их взаимодействие решается системой управления качеством.
Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.
Таким образом, система управления качеством продукции — это способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений и конкретных лиц, участвующих в создании, изготовлении, использовании и сервисном обслуживании продукции с целью придания ей свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей и запросов потребления при минимальном расходовании всех видов ресурсов и средств.
Система управления качеством продукции
представляет собой
совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
В приведенном определении подчеркивается необходимость создания организационной структуры для управления качеством.
Организационная основа управления качеством создавалась в несколько этапов.
1. Прежде всего, была разработана программа специального обучения работников. При этом для каждой из десяти категорий работников завода (от руководителей верхнего звена до контролеров ОТК и рабочих) были разработаны подпрограммы обучения, учитывающие специфику соответствующей группы.
После этого путем сравнительного анализа действовавшей на заводе КС и системы качества по модели стандарта ИСО 9002 подготовлены предложения по решению всего комплекса задач, связанных с созданием системы качества по модели ИСО 9002.
Эти предложения рассматривались на заседаниях специально созданного и возглавляемого генеральным директором Координационного совета по качеству.
В состав Координационного совета по качеству вошли все руководители предприятия. Началось формирование основы системного управления качеством.
2. Была создана служба качества во главе с заместителем директора по качеству, насчитывавшая около 500 человек (должность введена вместо должности заместителя директора — начальника ОТК). В состав службы качества вошли специально созданный отдел управления качеством и стандартизации, а также ранее действовавшие подразделения ОТК.
Основным подразделением службы качества стал состоящий из 17 человек отдел управления качеством и стандартизации, который готовил все документы на Координационный совет по качеству и отвечал за реализацию принимаемых решений. Кроме того, отдел отслеживал и координировал документы, разрабатываемые в других подразделениях. Органом, принимающим решения, стала постоянно действующая комиссия по качеству.
В состав ОУКС вошли три подразделения.
• Бюро разработки документации, которое координировало разработку всех документов, необходимых для нормального функционирования системы качества;
• Бюро аудита, осуществлявшее внутренний аудит системы качества по определенной программе;
• Бюро стандартизации, которое стало вести все нормативные документы предприятия.
3. Был создан отдел маркетинга, подчиненный заместителю директора по экономике, который получил статус первого заместителя генерального директора.
4. Было создано подразделение, осуществлявшее специальную техническую приемку продукции, которое было подчинено бюро аудита.
5. Стали проводиться дни качества.
6. Была разработана матрица распределения обязанностей в системе качества, которая позволила привлечь подразделения и их работников к системному управлению качеством.
Многие российские предприятия научились в непростых условиях переходной экономики производить продукцию высочайшего качества. В этом огромная роль принадлежит командам и группам профессионалов, которые обеспечили реализацию стратегии лидеров.