Классификация факторов, влияющих на управление качеством.
Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирующие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные.
К факторам, формирующим качество продукции, относятся: качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия, качество технологических процессов. К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относятся: соответствующая маркировка, упаковка, рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации.
К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся: улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания, предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д.
Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся:
• внедрение НТП;
• качество проектной и нормативно-технической документации;
• безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;
• уровень стандартизации, унификации и типизации;
• дизайн, эстетизация.
К субъективным факторам качества относятся:
• квалификация, мастерство и опыт персонала;
• культура труда и производства;
• санитарно-гигиенические условия труда;
• психофизические условия труда;
• материальное и моральное стимулирование и мотивация труда;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины.Не меньшее значение для выявления факторов на качество продукции имеет деление их на внутренние и внешние.
К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельности предприятия. Их можно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические и социально-психологические.
К внешним факторам, формирующим качество продукции, относятся:
• требования рынка (потребление);
• нормативная документация;
• конкуренция;
• имидж предприятия среди покупателей продукции.
К функциональным относятся факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие значительных структурных изменений системы управления.
К системным относятся факторы, затрагивающие задачи нескольких функций управления качеством и требующие пересмотра и внесения изменений в содержание элементов системы. Системные и функциональные факторы позволяют оценивать последствия и степень влияния их на качество.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.