Взаимосвязанные категории с управлением качеством
Управление качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.
Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.
Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.
Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар — рынок».
Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.
Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.
Политика в области качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются:
1. ситуация на рынке сбыта;
2. конкурентоспособность продукции;
3. научно-технический прогресс и борьба с конкурентами;
4. состояние дел внутри предприятия;
5. вложение инвестиций в развитие предприятия.Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».