Логистические основы качества
Логистическая концепция качества предусматривает, с одной стороны, применение принципов и методов логистики для управления качеством, а с другой стороны, формирование логистической системы соответствующей организации и адекватными управляющими воздействиями на качество как объект управления. Следовательно, такая концепция должна органически соединять в себе логистику и качество. Кредит онлайн - выберите лучший вариант. Все условия банков наглядно!
Коренные преобразования 90-х годов дали мощный импульс для развития комплекса экономических наук, среди которых особо важное место занимает логистика. На качественно новом уровне логистика стала развиваться в России, чему в немалой степени способствовали особенности переходного периода - перехода от административно-командной к рыночной экономике.
К настоящему времени в результате интенсивных исследований накоплен огромный объем научной информации, вследствие чего логистика стала дифференцироваться по различным направлениям - функциональным и отраслевым. К функциональным логистикам относятся логистики заготовительная, закупочная, распределительная, коммерческая, предпринимательская и др.
Весьма плодотворными оказались результаты исследований в конкретных отраслях народного хозяйства, что позволяет говорить об отраслевых логистиках - машиностроительной, транспортной, сельскохозяйственной, строительной, фармацевтической и др.
В рассматриваемом аспекте вполне правомерным представляется существование логистики качества как функциональной логистики, поскольку предметом такой логистики является общеотраслевая (народнохозяйственная) функция – управление качеством. Основу такой логистики составляет логистическая концепция качества или, что то же самое, концептуальная логистическая система управления качеством как синтез логистики и качества. В научном обиходе используется более двух десятков определений логистики, в которых отражено узкое и весьма расширительное толкование.
Так, по В.И. Сергееву «логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг, и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей».
Б.К. Плоткиным предложено лаконичное, но вполне емкое определение: «логистика - есть наука об управлении потоками в больших системах». При всем разнообразии определений логистики в них присутствуют ключевые слова: «поток» и «управление». Данное обстоятельство предопределяет необходимое и достаточное условие для формирования логистической концепции качества, поскольку имеется объект управления - качество.
Вопросы увязки логистики и качества изложены в работе В.И. Сергеева «Управление качеством в логистике», где в частности, рассмотрены такие понятия, как логистическое качество, оценка качества сервиса в логистике с позиций менеджмента в бизнес-логистике.
Одной из острых проблем старой, административно-командной экономики была проблема качества. Стало очевидным, что качество - это проблема не только технико-технологическая, но и экономическая. Последнее означает, что для достижения необходимого качества и для его повышения требуются немалые затраты ресурсов - трудовых, материальных и, наконец, денежных. Поэтому уровень качества должен быть экономически оправдан для определенных условий производства и эксплуатации той или иной продукции. Поэтому на смену абсолютизации качества («качество любой ценой», «достижение уровня мировых стандартов», «цель - высокое качество» и т.п.) пришло понимание необходимости соизмерения качества и затрат. Последнее означает, что качество должно быть объектом регулирования или управления, целью которого является достижение оптимального уровня.
Другим ключевым словом в определении логистики является «поток», ибо логистика базируется на потоковой концепции управляемых процессов и объектов. В связи с этим возникает необходимость формирования потока, что является одним из принципов логистики.
Для управления качеством принимаются следующие принципы логистики: 1) выделение в системе перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода, т.е. формирование потока как объекта управления; 2) определение конечного результата как цели потока в соответствии с экономическими, техническими и другими требованиями функционирования данной системы; 3) усиление расчетного начала на всех стадиях управления потока, включая планирование, регулирование, учет, контроль, анализ; 4) диспетчеризация потока - непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и корректировка его параметров; 5) обеспечение надежности потока; 6) формирование всех видов обеспечения и обслуживания потока, т.е. его инфраструктура; 7) использование современных технических средств управления -контроля и регулирования параметров потока; 8) координация действий всех участников, занятых формированием и управлением потоком, включая непосредственных и опосредованных; 9) осуществление управления потоком и достижения цели с минимальными затратами используемых ресурсов; 10) соблюдение комплекса экологических требований. Перечисленные принципы вполне пригодны к управлению качеством, но с определенными коррективами, выявление которых предусматривается в настоящем исследовании.