Рынок труда и заработная плата в России
Важнейший фактор, обостряющий старые и новые проблемы рынка труда, - заработная плата.
В отличие от развитых стран Запада, у нас в советский период, и сейчас - всячески культивируется точка зрения о вынужденной политике низкой заработной платы. Одним из итогов перехода к рыночной экономике в России явилось снижение доли зарплаты в общей сумме доходов населения, о чем свидетельствует табл. 1[69].
Удельный вес заработной платы в общей массе доходов населения России, согласно данным Госкомстата, упал с 74.1% в 1990 г. до 39. 1% в 2000г. Наряду с ней, появились теневые выплаты зарплатоподобного характера, которые составляли от 22.6% (1995 г.) до 27.7% (1999 г.). Даже вкупе с ними вся оплата труда оказалась на 10 процентных пунктов ниже, чем в начале формирования экономики. В табл. 2 эти выплаты за 1999 и 2000гг. перенесены из позиции "Другие доходы" в позицию "Оплата труда", как это стало делаться в данных Госкомстата. Однако теневые выплаты, в том числе и за честную работу, относить к категории "Заработная плата" нельзя. В нее входят такие выплаты, которые, в сущности, являются оплатой труда и искажают всю статистику. В 1999 г. дифференциация заработной платы вместе с зарплатоподобными выплатами была вдвое выше дифференциации всех доходов.
Доходы от предпринимательской деятельности и собственности, доля которых выросла с 6.3% до примерно 20%, получает довольно ограниченный контингент населения. Это способствовало увеличению дифференциации доходов отдельных групп населения, свидетельствующему о росте социального неравенства и расслоении общества. В ходе экономических преобразований социалистическая нерыночная модель экономики, в которой заработная плата непосредственно выступала частью национального дохода и росла, хотя и медленно, была поэтапно трансформирована в несоциалистическую, но по сути отличающуюся от рыночной модели. Теперь заработная плата определяется не рынком и государственным регулированием, а новыми собственниками, причем достаточно произвольно, и является по существу долей работника в доходе предприятия, а не ценой труда[70].
Сокращение реальных доходов населения и увеличение неравенства в них стали главными тенденциями динамики уровня жизни в России на протяжении последних десяти лет XX в., результатом чего стало беспрецедентное повышение доли лиц во всем населении, живущих на доход ниже прожиточного минимума. Этот показатель в 1994 г. составлял 23.1%,в 1995 г. - 26.2%, в 1996 г. - 21.4%. В 1999 г., после дефолта, он резко возрос до 39.1%, равнялся 33.7% в 2000 г. и 29.8% в 2001г. (Табл 2)[71]
Роль минимальной ставки заработной платы, вводимой государством, различается по странам и меняется во времени.( Таблица 3)[72]
В России государственный минимум заработной платы с самого начала вхождения в рынок не стал фактором роста экономики, отразив кризисное состояние института заработной платы вообще.
Резкое снижение требований со стороны государства к уровню минимальной заработной платы на начальном этапе осуществления реформы можно отнести к крупным просчетам правительства в сфере регулирования процессов реформирования экономики. Такая политика позволяла не разоряться в условиях кризиса даже самым неэффективно работающим предприятиям, включая предприятия и организации, финансируемые из бюджета. Вместе с тем гарантируемый государством уровень минимальной заработной платы не обеспечивал даже элементарного физиологического выживания работников и практически означал вообще отказ от каких-либо требований к работодателю, относящихся к величине оплаты труда работников, и перенесение на уровень предприятия также и решения вопроса о минимальной заработной плате.
Согласно закону о минимальной заработной плате, принятому в июле 2000г., ее уровень с января 2001г. был установлен в 200 руб., а с 1 июля 2001г. – 300руб. При цене доллара в 30 руб. весной 2002г. минимальная заработная плата стала равняться 450 руб., что составляет примерно 30% от стоимости минимальной потребительской корзины. Эти шаги обозначили появление стратегии перехода к рыночной экономике с ее реально работающей заработной платой.
Правительство России устранилось от регулирования оплаты труда, так что работодатель вправе устанавливать заработную плату на каком угодно низком уровне. Заработная плата занижается и в результате общей ценовой политики, когда правительство непрерывно увеличивает цены на энергоносители, пытаясь приблизить их к мировым, но без параллельного повышения заработной платы, либо проводит, как это было в августе 1998 г., девальвацию рубля, приводящую к обесцениванию денежных средств населения. В 23 индустриально развитых странах в 1965-1998гг. при росте потребительских цен в 5,4 раза среднемесячная оплата труда возросла в 8,2 раза[73]. В России же оплата труда и социальные выплаты растут значительно медленнее, чем цены на товары и услуги, о чем свидетельствует данные табл.4[74].