Спрос на труд отрасли и рынка
В случае, если фирмы конкурируют на одном рынке труда и на разных рынках благ, общий спрос на труд равен сумме спроса на труд отдельных фирм,. На рис. 2 это показано суммированием по горизонтали кривых спроса и отдельных фирм.
Рис. 2. Спрос на труд рынка при конкуренции фирм на разных рынках благ
В случае, если фирмы конкурируют на одном рынке труда и на одном рынке благ, т. е. образуют отрасль, то спрос такой отрасли на труд не равен сумме спроса на труд ее отдельных фирм. Фирма так мала по отношению к рынку, что изменения в ее выпуске не оказывают влияние на цену продукта, но в масштабах отрасли увеличение выпуска продукции приведет к снижению ее цены. Тогда (рис. 3) при снижении заработной платы от к каждая отдельная фирма увеличит объем используемого труда от L1 до L2 и увеличит выпуск продукции.
Рис. 3. Спрос на труд отрасли
Для отрасли в целом это приведет к увеличению общего выпуска и снижению цены на продукты, соответственно кривая предельного денежного продукта фирмы сдвинется влево от MRP1 к MRP2 , и спрос отдельной фирмы на труд составит L2 , а спрос отрасли на труд Dm будет равен .
Кривая спроса на труд отрасли будет расположена круче, чем кривая спроса на труд фирмы. Разница в наклоне кривых будет зависеть от эластичности спроса по цене на продукт отрасли.
Предложение труда
Предложение рынка труда - число работников, которые желают и могут предложить свои способности на рынке труда.
В учебнике Борисова Е.Ф. рассматривается несколько видов решений для домашних хозяйств, который могут формировать предложение труда[16].
· Выбор труд-отдых. Касается оптимального распределения между рабочим временем (трудом) и свободным временем (отдыхом). Это распределение определяет предложение труда.
· Выбор потребление- сбережение. Оптимальное распределение дохода, которым располагает домашнее хозяйство, между потреблением и сбережением определяет функции потребления и сбережения.
· Портфельный выбор. Он касается оптимального распределения богатства между деньгами, финансовыми и физическими активами.
А.С. Селищев[17] в своем учебнике «Макроэкономика» рассматривает простую модель предложения труда, основанную на следующих предпосылках:
· все время, которым располагает человек, распределяется на две части: время работы за доход и все остальное время, которое называется досугом;
· работая, человек получает заработок в соответствии со ставкой заработной платы и отработанным временем;
· человек потребляет набор благ, который он может приобрести на совокупный доход;
· досуг является потребительским благом, причем это нормальное[18] благо;