Анализ эффективности функционирования конкретного предприятия.
Источник: Htt://www.belstat.gov.by
Такими укрупненными факторами являются:
- Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах;
- Изменение себестоимости сравнимой продукции;
- Выпуск несравнимой продукции;
- Изменение цен на продукцию предприятия;
- Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;
- Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия;
- Изменение оплаты труда в связи с инфляцией;
- Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;
- Изменение стоимости активов предприятия.
Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.
Приведем сводные данные о целевых установках АО “Биохимик” в планируемом 2007 году по одному из возможных вариантов (табл. 2.2 факторы изменения прибыли и рентабельности).
Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.
Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:
1. Изменение “продажных” цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
2. Изменение “покупных” цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)
3. Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)
4. Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).
В приведенном выше примере прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; и-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности. Методика расчета представлена в таблице 2.3(расчет плановой прибыли).
ТАБЛИЦА 2.2 Факторы изменения прибыли и рентабельности в % к базовому году (без учета инфляции).
Факторы |
Величина факторов |
1. Рост выручки от реализации сравнимой продукции (работ, услуг) |
+ 10,0 |
2. Снижение себестоимости |
- 0,8 |
3. Прирост несравнимой продукции (рентабельность продаж 30%) |
+5,0 |
4. Снижение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций |
+20,0 |
5. Рост стоимости активов предприятия |
+8,0 |
6. Финансовый рычаг в планируемом году (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу) |
+2,2 |
Источник: Htt://www.belstat.gov.by
ТАБЛИЦА 2.3 Расчет плановой прибыли на АО “Биохимик” на 2008г.
Наименование фактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Базовая прибыль от реализации продукции |
127052.519 – 104600.577 |
+22451.942 |
Рост объема реализации продукции |
Индекс роста 1.1 22451.942x1.1=24697.136 (пересчитанная прибыль) 24697.136 – 22451.942 |
+2245.194 |
Снижение себестоимости сравнимой продукции |
Индекс снижения –0.008 10600.577x1.1=1150600.663 (пересчитанный объем на индекс роста) 11506.035x0.008 |
+92.0485 |
Несравнимая продукция |
Рост на 5% к объему всей продукции предшествующего года 127052519x5:100=63522626 ( планируемый выпуск несравнимой продукции) 6352.626x30:100 (прибыль от несравнимой продукции) |
+1905.788 |
Прибыль от прочей реализации и внереализацион- ных операций |
Снижение на 20% 1708.240 – 1708.240x20:100 |
+1366.592 |
Изменение цен на продукцию предприятия |
И-1=1.31 127052.519x1.1=139757.771 (пересчитанный объем выручки от реализации на темп роста) 139757.771x1.31=183082.680 18308.680-139757.771 |
+43324.909 |
Изменение цен на покупаемые материальные ценности |
И-2=1.3 104600.577x1.1=1150660.635 (пересчитанный объем себестоимости реализации на темп роста) 115060.535x5:100=5753.032 5753.032x1.8=6788.578 6788.578 – 5753.032 |
-1035.546 |
Изменение оплаты труда в связи с инфляцией |
И-4=1.4 115060.635x15=17259.095 (заработная плата с начислениями в себестоимости) 17259.095x1.21=20883.505 20883.505-172590.954 |
-3624.410 |
Плановая прибыль |
22451.942+2245.194+ +92.0485+1905.788+ +1366.592+43324.909- -4826.219-1035.546-3624.410 |
+26728.735 |