Организационно-экономическая характеристика малого предприятия.
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран.
Экономическая характеристика предприятия.
ОАО «Белнефтехим», общество является юридическим лицом. Общество имеет печать со своим наименованием, фирменную символику, расчетный и другие счета в рублях. Счетов иностранной валюте общество не имеет. Учредителем ОАО “Белнефтехим” является комитет по управлению государственным имуществом РБ. Пакетом Акций в 100% владеет РБ.
Основные виды деятельности:
- Оптовая реализация нефтепродуктов в целях обеспечения нефтепродуктами предприятий, учреждений, организаций;
- Розничная реализация нефтепродуктов, через сеть автозаправочных станций в целях обеспечения владельцев индивидуальных транспортных средств, муниципального городского транспорта, транспорта организаций;
- Оказание услуг по перевалке нефтепродуктов сторонним организациям;
- Производство и реализация резервуаров, металлоконструкций, ТНП;
- Осуществляет торгово-закупочную деятельность, продажу продовольственных товаров.
Основные цели и экономическое обоснование создания малых предприятий.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
- активизация структурной перестройки экономики;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие сел, небольших городов;
- возрождение художественных промыслов;
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. [ 12, c.4 ].
Роль и место малого бизнеса в белорусской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РБ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) Белоруссии. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.
Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В Гражданском кодексе РБ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.