Российская модель франчайзинга. Факторы, затрудняющие его развитие
На экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия [9].
Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией «Баскин Роббинс», до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.
Рис.2. Динамика российских франшизных компаний нарастающим итогом за период 1995-2004 гг.
Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.
Существует ряд сильных сдерживающих факторов: правовые проблемы, сверхбюрократизация федеральных административных структур, неэффективность российской налоговой системы. Но самое главное, в сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие ценности и неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является неотъемлемой составной частью франчайзинга. А русская национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им четко и строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу. Поэтому по сравнению с развитыми странами, динамику развития российского рынка франчайзинга нельзя назвать высокой.
В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг
у нас наиболее активно развивается в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборачиваемость денег, получение прибыли и возврат инвестиций. Сети мобильных киосков – такие как «Стоп-Топ», «Крошка-Картошка», «Теремок – Русские блины» – быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы. Уже более 25 лет бренду немецкого фаст-фуда Grillmaster. В России по франчайзингу развивается адаптированная под национальные особенности концепция этого ресторана.