Понятие и основные принципы франчайзинга
Таким образом, на растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг
является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.
В приведенной ниже таблице 1 показаны плюсы и минусы различных видов взаимотношений начинающего предпринимателя с крупной фирмой. Как видно из таблицы, франчайзинг вбирает в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика.
Таблица 1
Сравнительная характеристика различных видов взаимотношений начинающего предпринимателя с крупной фирмой
Что Вы имеете |
Дилер |
Франчайзи-дилер |
Сотрудник или торговый представитель |
Владение своей собственностью |
+ |
+ |
- |
Получаете ли Вы основную часть прибыли |
+ |
+ |
- |
Не нужно вкладывать большой начальный капитал |
- |
+ |
+ |
Есть ли у Вас независимость от других фирм |
+ |
+ |
- |
Вы хозяин своего бизнеса, Вас не могут уволить |
+ |
+ |
- |
Нет риска потерять свои собственные деньги |
- |
+ |
+ |
Нет боязни, что Вы ошиблись в построении схемы бизнеса |
- |
+ |
+ |
Возможность воспользоваться чужим опытом для максимальной эффективности |
- |
+ |
+ |
Исследования, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет, и это на благополучном западе (рис.1) .
Рис.1. Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без
Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки - лидера.
Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по объективным причинам: выгодность для франчайзера и франчайзи; благоприятные факторы в социально-экономической сфере.