Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе
Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов (в настоящее время наблюдается профицит госбюджета), считают эксперты[16].
а) Уровень инфляции на первое полугодие 2007г.
Инфляция за первое полугодие 2007г. составила 5,7%. За первое полугодие 2006г. этот показатель составлял 6,2%. Инфляция существенно замедлилась в I квартале 2007 г. В этот период продолжалось воздействие основных факторов, определявших инфляцию в апреле–декабре 2006 года: значительный рост предложения товаров (особенно импорта) и усиление конкуренции в сфере реализации по мере быстрого развития сектора торговли; снижение инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и продолжающейся дедолларизации экономики, и в связи с этим растущего спроса на деньги.
Инфляция за I полугодие 2007 г., в том числе по отдельным сегментам потребительского рынка[16].
В июне 2007г. рост потребительских цен составил 1%, а в июне 2006г. он составлял 0,3%. Основная причина высокой инфляции в июне 2007г. - быстрый рост цен на плодоовощную продукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась.
Укрепление реального эффективного курса рубля в первом полугодии 2007г. составило 3,2%. За аналогичный период 2006г. этот показатель составлял 7%.Напомним, укрепление реального эффективного курса рубля за 5 месяцев 2007г. составило 2,3%. За аналогичный период 2006г. укрепление составляло 5,4%. Рекордный приток капитала связан с распродажей активов ЮКОСа и размещением акций ВТБ и Сбербанка.
В июне 2007 г. инфляция в России составила 1% против 0,3% в июне 2006 г., т.е. была более чем в 3 раза выше, чем годом ранее. Основной причиной инфляции, по мнению аналитиков, было резкое увеличение цен на плодоовощную продукцию в июне 2007 г. [16]
Овощи, фрукты и ягоды в июне т.г. выросли в цене на 12,2%, в то время как в июне 2006 г. наблюдалось снижение цен на них на 0,6%. По мнению экспертов еженедельника "Агроогляд: овощи и фрукты", такая динамика цен на плодоовощную продукцию в Российской Федерации обусловлена большой разницей в климатических условиях 2006 и 2007 гг.
Напомним, что в I квартале 2007г. объем денежных доходов населения сложился в размере 4 трлн. 141,2 млрд. руб. и увеличился на 21,5% по сравнению с соответствующим периодом 2006г. В I квартале 2007г. население России израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 3 трлн. 065,5 млрд. руб., что на 21,6% больше, чем в январе-марте 2006г. Сбережения за этот период составили 651,3 млрд. руб., что на 4,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2007г. по сравнению с соответствующим периодом 2006г., по оценке Росстата, увеличились на 12,6%, а в I квартале 2007г. возросли на 13% к уровню 2006г. Рост денежного предложения не оказывал давления на инфляцию в I полугодии текущего года.
Базовая инфляция (очищенная от сезонных колебаний и немонетарных составляющих ИПЦ - индекс продовольственных цен) в I квартале по сравнению с предыдущим снизилась на 0,4 п.п. (процентных пункта) - до 1,3%, однако была чуть выше прошлогоднего показателя (1,1%).
На продовольственные товары за январь-июнь цены выросли на 6,1% (на 7% год назад). После стабильной динамики в январе – апреле (прирост на 0,8-0,9% в среднем за месяц), темпы роста цен стали нарастать, и в июне достигли 1,7% - самого высокого уровня с марта 2006 года.
В июне 2007 года продолжалось интенсивное удорожание плодоовощной продукции – прирост цен составил 12,2% (в мае – на 7,8%) за счет нового витка роста цен на овощи на 22,3% (в мае – на 20,5%). В итоге за I полугодие 2007 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 38,6%, против 31,5% в прошлом году. Особенно подорожали овощи – в 1,9 раза (1,55 раза), картофель - в 1,4 раза (1,5 раз), тогда как цены на фрукты выросли на 12,1% (8,3%). Вклад в инфляцию компоненты роста цен на плодоовощную продукцию составил 1,5 п.п. (год назад – 1,2 п.п.), а всех продовольственных товаров – 2,5 п.п. (3 п.п.). Вклад в инфляцию отдельных групп товаров и услуг[16].