Резервный фонд
В соответствии со Ст. 96.9. Бюджетного Кодекса РФ определяются следующие положения:
1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
4. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, указанном в пункте 2 статьи 96.8 настоящего Кодекса, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.
5. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
6. Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.
По словам Аркадия Дворковича, руководителя экспертного управления президента, резервный фонд будет служить источником стабилизации расходов при краткосрочных колебаниях цен. Если цены выходят за нижнюю границу, предусмотренной бюджетом, то, соответственно, необходимый уровень расходов можно будет обеспечивать за счет Резервного фонда [16].
Когда Резервный фонд «наполнится» нефтедолларами, остальные средства будут поступать в Фонд национального благосостояния
Средства обоих фондов согласно Бюджетному кодексу разрешено вкладывать в иностранные активы. Что Минфин и сделал, закончив дискуссии об инвестировании нефтедолларов, предложив консервативный вариант размещения средств Резервного фонда. В проекте предусмотрены все активы, которые утверждены в Бюджетном кодексе РФ.
Проводить операции, а также определять, в бумаги каких стран лучше вложиться, к примеру в доллар, евро или фунт, будет правительство. В акции российских предприятий, таких как "Газпром", РЖД, "Транснефть" и "Роснефть", нефтедоллары решено не вкладывать. Пока не идет речи и о том, чтобы эти средства вкладывались в акции западных компаний, как это сделано в Норвегии. Но предложения такие рассматриваются и, вероятно, имеют шансы на принятие [8].
В соответствии с документом, управление средствами фонда национального благосостояния (резервного фонда) может осуществляться двумя способами.
По первому - за счет средств фонда Минфин может покупать иностранную валюту в долларах США, евро и фунтах стерлингов. Эта валюта размещается на открытых в Центробанке РФ банковских счетах на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и ЦБ РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах, Банк России уплачивает проценты, установленные договором банковского счета.
Второй способ размещения предусматривает, что средства резервного фонда инвестируются в определенные виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте. Этими активами могут быть долговые обязательства иностранных государств; долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.