Предпосылки реформирования Стабилизационного фонда РФ
Идея реформировать Стабфонд, включив в него кроме нефтяных еще и газовые доходы, а затем разделить так называемый нефтегазовый фонд на Резервный фонд и Фонд будущих поколений, была выдвинута Министерством финансов предложило летом 2006 года [11].
С 1 февраля 2008 г. Стабфонд, созданный в январе 2004 года, прекратил свое существование. Он разделен на Резервный фонд (3,069 триллиона рублей) и Фонд национального благосостояния (767,8 миллиарда рублей). Напомним также, что кроме доходов от нефти в две новые копилки страны в этом году будут направлять еще и поступления от экспорта газа.
Разделение Стабфонда на две части необходимо для того, чтобы повысить доходность его инвестиций. В резервном фонде будут храниться средства в размере 10 процентов ВВП. Они будут консервативно вкладываться в валюты других стран. А все средства Стабфонда, которые не попадут в резерв, будут направлены в фонд национального благосостояния, который займется инвестициями в более рискованные инструменты.
25 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабфонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:
- на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;
- трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;
- фонд будущих поколений, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы.
Однако третью часть - Фонд будущих поколений - президент изменил. Причем, он не ограничился переименованием его в «Фонд национального благосостояния». Глава государства вложил новый смысл в концепцию: согласно его посланию, средства Фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
Таким образом, был не только снят запрет на расходование накоплений внутри страны, но и предложены идеи использования ресурсов:
Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий), призванных устранять инфраструктурные ограничения роста, повышать эффективность расходования природных ресурсов, а также модернизировать и развивать высокотехнологичные промышленные производства.
Решение проблемы пенсионной системы, то есть софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и формирование пенсионного капитала. Кроме того, в дальнейшем средства Фонда национального благосостояния могут расходоваться в случае возникновения необходимости, а также на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Эксперты позитивно восприняли такое изменение концепции. Разделение Стабфонда, по словам экспертов, позволит жить без оглядки на нефть. Ранее Кудрин отмечал, что «наша зависимость от нее налицо», поэтому пора от нее избавляться.
В 2007 году было принято решение отделить все доходы от продажи нефти и газа, НДПИ от остальных доходов федерального бюджета. Новая схема будет выглядеть так: сначала все деньги поступают на счета казначейства, затем недостающие доходы ненефтяного бюджета перечисляются через так называемый нефтегазовый трансферт. Следующий этап - наполнение Резервного фонда. Как только объем поступивших в него средств достигнет 10 процентов от ВВП, начинается пополнение Фонда национального благосостояния.
Средства, которые осядут на счетах Фонда национального благосостояния, предназначены для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Средства Резервного фонда остаются в стороне от текущих трат. Это "подушка безопасности" на случай резкого падения цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральном бюджете. Основная часть средств Резервного фонда будет размещена в иностранной валюте и ряде финансовых активов, номинированных в валюте. Речь идет о долговых обязательствах международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, а также депозитах в иностранных банках.
Что касается инвестирования средств Фонда национального благосостояния в корпоративные облигации и акции, то пока принято решение не спешить с этим вопросом. Порядок управления средствами этого фонда Минфин вместе с другими ведомствами должен будет разработать лишь к октябрю 2008 года. За это время чиновники должны будут разработать и порядок отбора специализированных финансовых организаций, которые и будут управлять этими средствами. До того времени размещение нефтедолларов будет идти по консервативному пути, а управляющей компанией будет оставаться Центробанк [9].