Источники формирования Стабилизационного фонда РФ
По своему экономическому содержанию стабилизационный фонд должен накапливать все дополнительные доходы, связанные с благоприятной ценовой конъюнктурой на нефть, т. е. такой, при которой фактическая цена превышает базовую. Однако реализация такого принципа на практике затруднена, так как дополнительные доходы могут возникать не только за счет высоких мировых цен, но и за счет более высоких, чем прогнозировалось при формировании бюджета, темпов экономического роста, инфляции, объемов добычи нефти, газа и т. п. В этой связи и качестве источников формирования стабилизационного фонда определены отчисления дополнительных доходов бюджета, непосредственно зависящих от мировых цен на нефть и нефтепродукты [2].
Источниками формирования стабилизационного фонда являются:
- дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой (27 долл. за баррель);
- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего года за исключением остатков, которые в соответствии с установленным в 2003 г. порядком не подлежали зачислению в финансовый резерв, остатков для покрытия временных кассовых разрывов, а также остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» или международными договорами Российской Федерации. В остатках средств федерального бюджета должны учитываться доходы от размещения средств стабилизационного фонда РФ.
При этом для обеспечении прозрачности и четкости формирования источников стабилизационного фонда установлен порядок, при котором и фонд сразу зачисляются и полном объеме доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ежеквартальной основе поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых при цене на нефть, превышающей базовую цену (27 долл.за баррель).
Ценовая планка в 27 долл. за баррель для НДПИ была выбрана не случайно. До 2006 года эта величина составляла 20 долл. за баррель, однако в связи с продолжающимся ростом цен на нефть в 2005 году было принято решение начиная с 2006 года повысить ценовую планку до 27 долл. за баррель.
Основанием послужили изменения в долгосрочных прогнозах цен на нефть в сторону их повышения, потребность в дополнительном финансировании отдельных статей расходов федерального бюджета, изменение оценки сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. До вступления изменения по величине ценовой планки, она выражала среднюю цену на нефть марки «Юралс» за последние 10 лет. График 2 показывает ежегодную динамику цены на нефть за последние 30 лет и скользящую среднюю с величиной периода 10 лет. Фиксация ценовой планки позволяет застраховать экономику от непредсказуемых изменений мировой экономики.
По результатам исполнения бюджета в отчетном финансовом году стабилизационный фонд должен уточниться с учетом превышения расчетной суммы доходов федерального бюджета в условиях сложившейся фактической цены на нефть над ее среднем значением за последние годы.
Правила перечисления в стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков его средств на начало финансового года и доходов от размещения средств стабилизационного фонда утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 31
Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок определения суммы дополнительных доходов федерального бюджета РФ, подлежащих зачислению в Стабилизационный фонд РФ в текущем месяце. Данная сумма складывается из:
- фактических поступлении в федеральный бюджет в текущем месяце средств вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, умноженных на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на сырую нефть: