Понятие и функции Стабилизационного фонда РФ
1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частью федерального бюджета. Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой [2]. «Цену отсечения», то есть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступают в Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2. С 1 января 2006 года цена отсечения установлена на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс.
Создание Стабилизацтонного фонда было вызвано двумя основными факторами – резким повышением цен на нефть на мировом рынке и, как следствие, появлением сверхприбыли у ее экспортеров [3].
Фонд способствовал стабильности экономического развития страны, являлся одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшал инфляционное давление, снижал зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонды подобные российскому Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в целом совпадают.
1. Снижение зависимости бюджета и экономики в целом от поступлений от
экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.).
2. Обеспечение равномерного распределения доходов от использования
невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия).
3. Снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах).
Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального использования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная и эффективная политика в области бюджетных расходов.
Ожидались такие позитивные макроэкономические эффекты формирования Стабилизационного фонда, как:
1. Обеспечение устойчивости расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
2. Защита накопленных бюджетных ресурсов от возможной девальвации рубля.
3. Стерилизация эмиссии.
В целях создания эффективно действующего механизма сглаживания негативного воздействия ценовой конъюнктуры на бюджетную и денежно-кредитную политику, накопления резервов бюджета на случай ухудшения конъюнктуры и был создан стабилизационный фонд.
К характерным чертам российского Стабилизационного фонда можно отнести:
- постановку перед ним изначально только задачи сглаживания краткосрочных колебаний мировых цен на энергоносители (хотя в других странах исходные цели впоследствии нередко расширялись);
- законодательное закрепление фиксированных источников формирования СФ;
- прозрачность пополнения и использования СФ (так, данные о накопленных средствах публикуются ежемесячно, тогда как во многих странах соответствующая информация вообще отсутствует) [5].
Действие механизма стабилизационного фонда основывалось на изъятии "сверхдоходов" бюджета и соответственно излишней денежной ликвидности из экономики в периоды высоких цен на основные товары российского экспорта и, наоборот, использования средств фонда в периоды неблагоприятной мировой конъюнктуры в целях компенсации недостатка средств для выполнения бюджетных обязательств и источника денежного предложения.
Формирование стабилизационного фонда являлось условием повышения управляемости финансами страны и направлялось на снижение рисков экономического развития в среднесрочной перспективе.
В соответствии с Бюджетном кодексом РФ федеральными законами "О федеральном бюджете на 2004 г." и "О федеральном бюджете на 2005 г.", постановлением Правительства РФ "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" (№ 508 от 30.09.2004) действовали следующие правила, регулирующие формирование и использование Стабилизационного фонда: