Диспетчерское управление
При обслуживании населения перевозками необходимо организовать регулярность и точность движения маршрутных такси. Регулярность и точность движения маршрутных такси обеспечивается:
· организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого микроавтобуса по маршруту;
· введением контроля и учёта за движением маршрутных микроавтобусов по каждому рейсу, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах маршрута;
· использованием для контроля за движением такси технических средств связи;
· введением расписания движения для каждого микроавтобуса, в котором водителю указывается не только прибытие и отправление с конечных пунктов, но и время проследования промежуточных пунктов;
· установлением для водителей строго допустимых отклонений от заданного времени по расписанию
Диспетчерская служба на маршрутном транспорте призвана подготавливать и организовывать выпуск маршрутных такси на линию, руководить их движением на маршрутах, осуществлять контроль за своевременным возвращением их в предприятие. Диспетчерское руководство на маршрутном транспорте подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Основными задачами внутрипарковой диспетчеризации являются:
· контроль за подготовкой микроавтобусов к выпуску на линию, проводится по следующим показателям: свет, тормоза, двери, колеса(крепление, давление, рисунок протектора),ручной тормоз, рулевое управление должны быть исправны, чистота салона, таблички с указанием маршрута.
· подготовка путевой и диспетчерской документации - заполнение путевого листа (приложение10), выдача графиков.
· организация своевременного выпуска на линию и контроль за временем выезда осуществляется путем визуального наблюдения и отметкой в маршрутном журнале.
· контроль и регистрация времени возвращения с линии по окончании рабочего дня – визуальное наблюдение и отметка при сдаче машины.
· регистрация всех случаев преждевременного возвращения маршруток с линии по техническим и др. причинам и принятия мер по внеочередной подготовки этих автомобилей к повторному выезду или замене их другими такси;
Задачи линейной диспетчеризации:
· контроль за соответствием фактического времени движения каждого микроавтобуса времени установленному в утверждённых маршрутных расписаниях производится визуально с отметкой в графике маршрута.
· регулирование движения, если фактическое движение маршрутных такси откланяется от времени установленного в расписаниях, изменились условия движения (туман, гололёд и др.), изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток производится при помощи сотового телефона, путем обзванивания водителей.
· восстановление нарушенного движения при задержках на линии или выбытие машин по техническим или другим причинам;
· подготовка суточной отчётности по исполненному движению;
Диспетчерское руководство в «Донусе» полностью возложено на механика. Он проводит и внутрипарковую, и линейную диспетчеризацию. Контроль, за соблюдением фактического времени движения микроавтобусов, дополнительно осуществляют сами водители, следя чтобы впереди идущий транспорт не отставал от графика (не собирал «лишних» пассажиров) и предупреждая друг друга по телефону в случае появления пробок на дороге. В случае недоразумений, непредвиденных обстоятельств или конфликтных ситуаций сообщают претензии механику, который в свою очередь проводит регулировку. Часто ему приходится выезжать на линию и следить за соблюдением маршрута, особенно в часы пик. Механик также выдает графики, корректирует их по сезонам.