Антикризисное управление предприятием
Способом решения проблем, которые привели к кризису, или устранением самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии.
Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой, самое позднее - второй фазах), тогда как в зоне "ближнего" банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет. Поэтому перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи: 1) устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; 2) устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем. План управления предприятием в условиях кризиса должен быть построен с учетом следующих стратегий:
§ Поведение предприятия на рынках товаров (маркетинговая стратегия).
§ Организация, структура, объем и ассортимент производства (производственная стратегия).
§ Способы привлечения, накопления и расходования финансов (финансовая стратегия).
§ Организация труда и внутреннее управление (стратегия кадры/ управление).
Стратегия маркетинга
служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Она нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей. Предприятие расширяет сбыт своих товаров в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Происходит поиск новых прямых контактов с потребителями продукции, активизация создания дилерской сети, планирование и проведение рекламных кампаний. Данный подход оправдан тогда, когда предприятие стремится проникнуть на новые рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. повышения конкурентоспособности продукции.
В случае, если предприятие производит продукцию, не пользующуюся спросом у покупателей, необходимо создание принципиально новых или модификаций старых товаров. Переориентация ассортимента на запросы платежеспособных покупателей, может оказаться, в этом случае, единственной возможностью оживления деятельности предприятия, притока инвестиций.
Производственную стратегию
желательно проводить новой команде управления. Она включает в себя комплекс мероприятий по улучшению качества продукции, повышению экономической эффективности производства, изменению номеклатуры и ассортимента продукции, а также структурной перестройке предприятия.
Кадровая управленческая стратегия.
Она заключается во внедрении новых методов управления, в усилении кадрового потенциала и в реорганизации управления. Как правило, избыток персонала на кризисных предприятиях – одна из причин высоких издержек производства и непродуктивного управления кадрами. Для выхода предприятия на нормальный режим работы, характерный для рентабельного уровня, закрепления позиций предприятия на рынке, руководитель должен располагать коллективом, способным подходить к работе профессионально и творчески. Необходима расстановка приоритетов кадровой политики, планирование структуры штата, мотивация труда.
Финансовая стратегия
предприятий включает в себя улучшение системы учета и контроля издержек. Это реализуется путем уменьшения накладных расходов, внедрения системы компьютерного контроля затрат, разработки и внедрения новой учетной политики.
Так же необходимо проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия. Это осуществляется за счет повышения ликвидности активов, оптимизации прибыли. Распродажа неликвидов, продажа, сдача в аренду площадей, отказ от убыточной продукции, повышенный контроль за рентабельностью, привлечение новых специалистов в финансовый отдел – вот некоторые конкретные действия финансовой стратегии. Итак, антикризисное управление предприятием отличается от управления в обычном режиме. Если весь арсенал подходов и методов управления в обычном режиме направлен на существование предприятия, включая плавное, неспешное развитие, то методы управления в условиях кризиса оперативны, быстры, в ряде случаев болезненны и нацелены исключительно на преодоление уже назревших конкретных проблем.