Теоретические основы бизнес-моделирования
Моделирование бизнеса не представляет особых трудностей. Здесь важен методический подход, последовательность и понимание некоторых базовых аналитических методов. Что действительно трудно, так это найти эффективные способы представления на бумаге абстрактных концепций, таких как потоки данных, метрики, последовательность операций в процессах и прочее и, что наиболее важно, взаимоотношения между ними. Где купить скважинный насос pedrollo.
Основной задачей в моделировании бизнеса является наличие целостного подхода к документированию и анализу бизнеса как единого целого. Очень важно то, чтобы каждый, кто занимается моделированием конкретных направлений бизнеса, использовал бы один и тот же подход. Далее модели могут быть соединены друг с другом или хотя бы согласованы между собой, и они должны быть понятны (при недолгом обучении) каждому, кому это необходимо.
Существуют хорошо известные методы моделирования (ARIS, Catalyst, IDEF и др.). Все они основаны на нескольких различных подходах и имеют разные акценты; многие из них реализованы в программных продуктах. Использование любого из этих методов гарантирует стандартизированный подход к описанию бизнеса, позволяет накапливать опыт и практические навыки и на протяжении длительного времени обеспечивать понимание созданных моделей другими сотрудниками.
Грамотное моделирование бизнеса способно изменить бизнес-культуру и управление процессами в компании. Часто бывает такая ситуация, когда модели процессов создаются несколькими избранными сотрудниками, просматриваются ими, а потом соответствующие документы собираются в огромные тома, которые никто не читает.
Теперь подобных ситуаций можно избежать, так как процессы и другие модели могут быть доступны всем благодаря Интернету. Заинтересованные сотрудники могут их просматривать, оценивать и высказывать свои замечания/добавления, работая при этом как на своем персональном компьютере, так и в виртуальных рабочих группах. В итоге модель процесса становится живой, релевантной, реальной частью бизнеса и ежедневной деятельности организации. Существует множество графических нотаций для моделирования бизнеса, ниже приведены примеры наиболее распространенных (в скобках указаны наиболее популярные средства, обеспечивающие инструментальную поддержку): ARIS (ARIS Toolset), IDEF (AllFusion Process Modeler (BPWin)), UML (Rational Rose/XDE). При разработке моделей используются следующие методы: интервью с сотрудниками всех уровней, наблюдение за работой сотрудников, исследование критических прецедентов, и так далее.Модели позволяют наглядно выявить:
- избыточные операции
- возможности для распараллеливания процессов
- "болевые точки" - задачи, на которых процесс может давать сбой
- возможности для автоматизации.
Принято разрабатывать две модели: существующих процессов (модель "as is") и будущих (модель "to be") процессов. При проведении оптимизации бизнес-процессов модель существующих процессов рассматривается как основа для модели будущих процессов; при проведении реинжиниринга модель будущих процессов разрабатывается "с нуля".
Существующая динамика изменений внешней бизнес-среды выдвигает новые требования к проведению соответствующих им внутренних изменений. Скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, будь-то бизнес-процесс или организационная структура. Наличие навыков проведения внутренних изменений, их системное применение являются необходимым условием выживаемости и успешности компании. Бизнес-моделирование является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне соответствующем сложности этой задачи.