SWOT-анализ компании ЗАО «Мобиком – Хабаровск» в Хабаровском крае
Для анализа позиции компании Мобиком – Хабаровск на рынке сотовой связи Хабаровского края, был проведен SWOT – анализ. SWOT анализ проводился на основе представленной ниже методике.
Методику можно условно разбить на следующие шаги:
Формулирование сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз.
Оценка экспертами.
Обработка полученных оценок.
Анализ полученных результатов.
Выявление сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз.
При проведении SWOT анализа первым пунктом необходимо определить сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы для компании, это делалось с помощью экспертных оценок. Было опрошено 10 экспертов определено по 5 сильных и слабых сторон, и по 8 благоприятных возможностей и угроз.
Сильные стороны. При анализе компании ЗАО «Мобиком – Хабаровск» был определен следующий перечень сильных сторон.
Лидер рынка. Компания «Мобиком–Хабаровск» определенно является лидером рынка сотовой связи Хабаровского края. Абонентская база этого оператора составляет 320 тысячи абонентов (доля рынка 29%).
Большая зона покрытия. Данную сильную сторону можно характеризовать по двум параметрам: А). Качество (Абоненты могут пользоваться услугами связи, перемещаясь практически по всей территории ростовской области т.е. полностью реализована мобильность). Б). Географический. (Зона покрытия охватывает почти все населенные пункты, что увеличивает количество потенциальных потребителей. Во многих населенных пунктах Ростовской области Мегафон является лишь одной доступной сотовой связью и у потребителей просто нет выбора).
Высокое качество услуг. Имеется ввиду малая доля сбоев и ошибок сети, а также простоты и перегруженности.
Постоянное внедрение новых услуг и технологий. Этот показатель особенно важен для «продвинутых» пользователей нуждающихся в передаче данных и доступа к сети Интернет, где бы они ни находились. Также наблюдается рост спроса у абонентов на информационные и развлекательные услуги.
Имидж марки. Мегафон можно назвать в какой то степени престижным оператором. Рекламные ролики позиционируют своих абонентов как успешных и активных людей строящих новую жизнь. Слоган компании – «Будущее зависит от тебя».
В качестве слабых сторон ЗАО «Мобиком - Хабаровск» могут выступать следующие.
Однородность рекламы для всех сегментов потребителей. Вытекает из последней в выше указанном списке сильной стороны. Эмоциональная окрашенность имиджевой информации в рекламе вымещает суть тарифа – информацию оценках и дополнительных условиях.
Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети ребует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.
Высокая цена. Цены на голосовые услуги выше чем у конкурентов.
Низкая ценность инноваций для потребителя. Неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них.
Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставит дилеры. К примеру в городе Таганрог на данный момент нет ни одного представительства Мегафон, хотя все конкуренты имеют здесь свои представительства, причем некоторые даже ни одно.
Были определены следующие события которые могут произойти и оказать благоприятное воздействие на деятельность компании ЗАО «Мобиком - Хабаровск» (благоприятные возможности).
Благоприятные демографические изменения. Миграция населения в Ростовскую область, увеличит объем рынка (количество потенциальных покупателей растет), также сюда можно отнести повышение рождаемости, но только в далёкой перспективе.
Снижение уровня конкуренции. Позволит уменьшить расходы на рекламу, и не снижать цены на услуги.
Увеличение уровня доходов населения. Увеличит сумму расходов населения на услуги сотовой связи.
Снижения налогов и сборов. Позволит снизить цены на услуги связи и тем самым стимулировать спрос, увеличить прибыль.
Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги. Повлечет за собой спрос на услуги компании.
Получение лицензии на строительство сетей третьего поколения (UMTS). В Европе, где проникновение мобильной связи местами уже превышает 100%, внедрение 3G-сетей актуально, так как потенциал GSM практически полностью исчерпан. В России же, где большинство абонентов пока не продвинулись в освоении мобильной связи дальше голосовых услуг, попытка предложить рынку нечто еще более совершенное может закончиться тем, что часть абонентов, решив, что мобильная связь слишком сложна для них, попросту откажутся от услуг сотовых операторов. GSM-операторы вынуждены балансировать на тонкой грани между двумя опасностями. И инвестировать в 3G вроде бы еще рано, и не инвестировать опасно. Говорить о том, что полномасштабные инвестиции в новую сетевую инфраструктуру будут экономически оправданны преждевременно. Развитие 3G-технологий важно с точки зрения задела на будущее и поддержания имиджа инновационной компании.