Перспективы социально-экономического развития России в 2006-2008гг
В каждом государстве, помимо регулирования экономики в текущий момент и решения актуальных на данное время задач, правительство всегда прогнозирует развитие экономики на некоторое время вперед. Например, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметры прогноза на период до 2008 года взятые на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и сценарных условий социально-экономического развития РФ, предполагают несколько вариантов дальнейшего развития экономики РФ.
I вариант
предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, падение цены на нефть сорта “Urals” в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста снижаются с 5,9% в 2005 году до 4,0%-4,6% в последующие годы.
II вариант
предполагает сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Цены на нефть “Urals” в этом варианте снижаются с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США – в 2006 году и 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы. В целях стимулирования экономического роста предусмотрен пакет мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес и увеличение уровня инвестиционных расходов
федерального бюджета и инвестиционного фонда. Темпы роста ВВП при данных условиях в 2006 году составят 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 году.
II вариантрассматривается как базовый для формирования проекта федерального бюджета на 2006 год и перспективного финансового плана до 2008 года.
В экономике каждой страны есть ключевые показатели, или факторы, по состоянию которых можно оценить экономику страны в целом и прогнозировать дальнейшее ее развитие.
Снижение инфляции
Темп инфляции снижается с 11% в 2005 году до 7-8,5% в 2006 году и до 4-5,5% в 2008 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено, главным образом, за счет ограничения повышения тарифов в сфере ЖКХ, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, сдержанной денежной политики.
Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий
Реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий является одним из важнейших факторов, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития.
Правительством Российской Федерации предложено установить на 2006-2008 годы предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2006 год - 11%, 2007 год - 8%, 2008 год –7%.Темпы роста цен на основные товары и услуги естественных монополий -электроэнергию, грузовые- железнодорожные перевозки - в 2006-2008 годах не должны превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет.Повышение оптовых цен на газ для последующей реализации населению, тарифов на электроэнергию для населения и тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки, исходя из задачи ликвидации перекрестного субсидирования, в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей.
Динамика обменного курса и платежный баланс
Исходя из внешних условий, в 2006-2008 годах предполагается значительное сокращение предложения иностранной валюты со стороны профицита счета текущих операций, которое в последние годы определяло укрепление рубля и рост валютных резервов Банка России. Государственный сектор, выплатив в 2005 году около 34,5 млрд. долл. США в счет погашения (включая досрочное погашение Парижскому клубу 15 млрд. долл. США) и обслуживания внешнего долга, резко сократит ежегодные выплаты - до 14-16 млрд. долл. США. Ожидается также, что валовой отток капитала из частного сектора, достигнув своего пика в 2005 году, постепенно начнет сокращаться. В то же время улучшение инвестиционного климата и рост возможностей предприятий привлекать иностранные займы будут определять тенденцию увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России, хотя и возможны некоторые замедления в периодах, когда необходимо осуществлять крупные выплаты в счет погашения ранее взятых обязательств. Таким образом, чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году может составить 8-9 млрд. долл. США. В последующие годы ожидается сокращение чистого оттока средств, а к 2007 году возможно достижение положительного баланса притока-оттока частного капитала.В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 году 59-61 млрд. долл. США, при снижении прироста в 2006 году до 53-55 и в 2008 году - до 17-21 млрд. долл. США. В 2008 году валютные резервы России могут составить 277-280 млрд. долл. США. Таким образом, платежный баланс будет позволять и в дальнейшем безболезненно производить досрочные выплаты по погашению государственного долга.Достаточно сильные позиции платежного баланса будут по-прежнему создавать давление в пользу номинального укрепления обменного курса. При этом предполагается, что Банк России будет проводить политику, направленную на сдерживание укрепления курса рубля при достижении целевых уровней инфляции. После ожидаемого укрепления реального эффективного курса рубля в 2005 году на 9-10%, в 2006 году темпы его роста в реальном выражении понизятся до 4,2% и в 2007-2008 годах не превысят 3-3,7% в год. Заметное снижение темпов укрепления реального курса рубля, в первую очередь, связано со снижением темпов инфляции при относительно стабильном номинальном курсе рубля к доллару США. Ожидается, что валюты стран СНГ, Восточной Европы и Китая, как в реальном, так и в номинальном выражении будут укрепляться по отношению и к доллару США, и к евро. Значительный вес этих “мягких валют” во внешнеторговом обороте России будет препятствовать высоким темпам укрепления эффективного курса рубля.