Реформирование и перспективы развития электроэнергетики
Рисунок 2. Базовые тарифы в территориальных энергетических сетях (АО-энерго) на 1 октября 2002г.
В 2001 г. были одобрены основные принципы и направления реформирования электроэнергетики, а в марте 2003 г. принят пакет соответствующих законов. Этими актами решен целый комплекс вопросов, касающихся как правового регулирования сфер, относящихся к естественным монополиям, так и порядка их взаимодействия с иными сферами деятельности, не являющихся естественно-монопольными, но примыкающими к ним, в том числе производства электроэнергии и ее продажи [7, с.33].
Однако этих мер недостаточно и разработана целая сеть реформ, представленная несколькими законопроектами. Суть предстоящих реформ такова. Сейчас каждое АО-энерго представляет собой возглавляемый единым организационным и диспетчерским управлением ряд отдельных предприятий по выработке и транспортировке энергии, а также предприятий и организаций непрофильного рода деятельности. Предлагается освободить от непрофильной сферы в целом, а также разделить генерацию энергии и ее транспортировку, оставив единое диспетчерское управление [10, с.19].
При реформировании российского электроэнергетического рынка очень сложно опираться на модели электроэнергетических рынков других стран. В последние годы в России многие отрасли подвержены влиянию Европы, многие реформы проходят по европейскому примеру. Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу очень сложно – в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран. Там для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию электроэнергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления новых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов РФ и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики [2, с.49].
Однако проблема регулирования естественных монополий в сфере электроэнергетики является важной проблемой. Правительство ищет разнообразные способы регулирования, учитывая специфику нашей страны. Еще одной проблемой является привлечение инвестиций в эту отрасль.
В настоящее время РАО «ЕЭС Россия» ведет переговоры с рядом ведущих энергетических компаний Европы и Америки о формах и методах их участия в электроэнергетике России. И есть уже первые результаты : президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заявил о намерении предоставить ОАО «Ленэнерго» инвестиции на сумму 40 млн. долл. США; германский концерн «Э. ОН Энергии» проявил интерес к инвестированию в создание на европейской территории нашей страны мощной тепловой электростанции с парогазовыми установками на принципах проектного инвестирования. Иностранные инвесторы, прежде всего, заинтересованы в развитии системы долгосрочных контрактов по снабжению ТЭС топливом и по сбыту электроэнергии. Возможность заключения таких контрактов предусматривается моделью конкурентного рынка.
Не остаются в стороне от инвестиционного процесса и крупные отечественные компании. О готовности вложить в энергосистему Кузбасса до 100 млн. долл. США по завершении ее реформирования заявила компания «Ренессанс – Капитал». В ближайшей перспективе намечено проведение тендера на покупку 25 % акций АО «Северо-Западная ТЭЦ» и привлечение стратегического инвестора для завершения строительства этой электростанции. Кроме того, планируется привлечь стратегические инвестиции и заключить контракт на управление Псковской ГРЭС. Все это только начало, потому что с каждым годом число перспективных проектов будет расти [11, с.3].