Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий
Естественные монополии в России не однородны с точки зрения финансового положения их отраслевых подсистем, которые обладают различными возможностями формирования инвестиционных ресурсов и фондов. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявить дополнительные, альтернативные государственные источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли. В обобщенном виде можно назвать следующие важнейшие факторы, определяющие ход российских реформ естественно-монопольных отраслевых структурах [4, с.21]:
· проявление ряда тенденций, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
· наличие общего макроэкономического фона российских реформ;
· генезис российского монополизма;
· «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства;
· магистральный характер транспортных энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможности развития конкурентных сред;
· многообразие форм и способов проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
· особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере естественной монополии.
Эти факторы во многом объясняют невозможность применения реформ, проводимых в других странах, в отраслях естественных монополий и, естественно, обуславливаются площадью России.
Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется их особой ролью и высокой значимостью не только в экономике, но и в политической плоскости – естественные монополии служат основой не только для сохранения единого экономического пространства, но и единой России как государства [21, с.20].
Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи [1, с.277].
В Указе Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» , о котором говорилось выше, заложены правовые основы реформирования естественных монополий. В обобщенном виде, в качестве главных задач реформирования естественных монополий можно выделить [19, с.3457]:
· совершенствование системы регулирования естественных монополий;
· повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
· поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
· углубление правовой регламентации взаимоотношений между участниками естественно-монопольных рынков, публичности тарифов, введения единых правил доступа к сети на не дискриминационной основе.
Однако мы понимаем, что эти задачи хороши лишь в теории, на практике очень сложно воплотить их в жизнь.
Для эффективного регулирования и достижения ожидаемых благоприятных результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы. На языке теории естественной монополии разработка стратегии эффективного реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем [3, с.94]: