Признаки естественной монополии
Попытка сформулировать признаки естественной монополии приводит к необходимости эмпирически установить перечень потенциальных сфер существования естественных монополий. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка [17, с.426]:
1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;
2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;
3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;
4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;
5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;
6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.
Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности экономической, спецификой.
К основным признакам естественных монополий относятся [1, с.275]:
1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;
2) свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);
3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);
4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;
5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;
6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
К естественным монополиям обычно относят производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии, газа, нефти, железнодорожный транспорт, телефонную связь. Локальные естественные монополии это услуги водопроводно-канализационного хозяйства, почтовой связи, морских, речных и авиапортов, городской пассажирский и электрический транспорт, метрополитен [1, с.275].