Виды государственного долга
Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, а также государственные ценные бумаги России в иностранной валюте.
В таблице 5 представлена внешний долг Российской Федерации за 2006 и 2007гг.[6]
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
Наименование |
2006 (на 01.01.07) |
2007 (на 01.01.08) |
млрд. долларов США |
млрд. долларов США | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) |
52,0 |
44,9 |
Задолженность странам – участницам Парижского клуба |
3,1 |
1,8 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
3,3 |
2,2 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1,9 |
1,5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,8 |
0,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
5,5 |
5,0 |
Еврооблигационные займы |
31,9 |
28,6 |
ОВГВЗ |
4,9 |
4,5 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,6 |
0,6 |
Диаграмма 4. Государственный внешний долг на 2006 и 2007гг
Если в 2006 году внешний долг Российской Федерации составило 52,0 млрд. долларов США, то в 2007 году внешний долг уменьшилось, т.е. составило – 44,9 млрд. долларов США
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.