Виды государственного долга

Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, а также государственные ценные бумаги России в иностранной валюте.

В таблице 5 представлена внешний долг Российской Федерации за 2006 и 2007гг.[6]

Таблица 5

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

Наименование

2006

(на 01.01.07)

2007

(на 01.01.08)

млрд. долларов США

млрд. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ)

52,0

44,9

Задолженность странам – участницам Парижского клуба

3,1

1,8

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

3,3

2,2

Задолженность бывшим странам СЭВ

1,9

1,5

Коммерческая задолженность бывшего СССР

0,8

0,7

Задолженность перед международными финансовыми организациями

5,5

5,0

Еврооблигационные займы

31,9

28,6

ОВГВЗ

4,9

4,5

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0,6

0,6

Диаграмма 4. Государственный внешний долг на 2006 и 2007гг

Если в 2006 году внешний долг Российской Федерации составило 52,0 млрд. долларов США, то в 2007 году внешний долг уменьшилось, т.е. составило – 44,9 млрд. долларов США

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:

1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.

2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.

3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.

4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.

Обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4