Сущность доходов, источники их формирования и формы.
Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономическую важность, означая, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов доходополучателей. Следовательно, объём и структура производства во многом зависят от размера и структуры потребляемой части доходов.
Выделяют три основных направления потребительских расходов: товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги (жильё, медицина, туризм).
Каждый из трёх соответствующих рынков характеризуется различной степенью свободы доходополучателей. Очевидно, что наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткосрочного пользования (продукты питания, одежда, обувь). Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода – объективный показатель уровня жизни в стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.
Динамика объёма каждого из трёх направлений потребительских расходов – своего рода показатель экономической конъюнктуры. В период экономического подъёма происходит «бум» на товары длительного пользования и услуги. Но именно они испытывают и первые удары при ухудшении экономической ситуации, - не случайно многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются как раз с трудностей сбыта товаров длительного пользования (к ним относят товары, срок службы которых превышает год). Динамике рынка этих товаров аналитики уделят особое внимание.
Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуге присущи более значительные колебания, чем рынку краткосрочных товаров. Это придаёт занятому здесь бизнесу рискованный характер.
Та часть годового личного денежного дохода, которая остаётся после уплаты налогов, но не расходуется на текущее потребление, называется «сбережение».
Сбережение – будущий спрос на будущие товары и услуги. Вот почему для правительства, экономистов и бизнесменов всегда важны сообщения об увеличении объёмов сбережений (если только это не следствие тотального товарного дефицита, то есть невозможности израсходовать доход по желанию) – значит, население верит в устойчивость национальной валюты, значит, инфляция не стала фактором, определяющим размеры потребительского спроса, значит, выгодно сберегать[3].
Конечно, одного только желания делать сбережения ещё недостаточно. Для этого должна быть реальная возможность, которая определяется размерами дохода. Количественная зависимость величины сбережений очевидна:
«величина сбережений» = «общий доход» – «налоги» –«потребительские расходы».
Величина сбережений дохода определяется также выгодой от такой операции: чем выше размер дохода и уровень процентной ставки, тем выше норма сбережений.
Даже при неизменном номинальном доходе реальный доход может упасть или возрасти – в зависимости от динамики цен на товары и услуги. При изменении же номинального дохода величина реального зависит от соотношения темпов прироста номинального дохода и уровня цен.
Таким образом, в условиях инфляции стабильный уровень реальных доходов сохранят только те группы населения, которые сумеют обеспечить рост номинального дохода, равный росту уровня цен. Инфляция обесценивает и доходы от инвестируемых сбережений. Инфляция становится фактором перераспределения доходов, усиливая имущественную дифференциацию.
Средний доход в обществе
Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.
Средний доход в России у основной части населения определяется как средняя заработная плата (трудовой доход).