Информационные потоки в логистике
Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на рис. 2. 2.
Выделяют следующие информационные потоки:
-по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;
-по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).
по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);
в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.
И М |
И М | М И |
М И | |||||||||||
Опережающий информацион-ный поток во встречном направлении (сведения о заказе) |
Опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза) |
Одновременный информационный поток в прямом направлении (све-дения о количе-ственных и каче-ственных пара-метрах мате-риального потока – сопровождаю-щие документы) |
Запаздывающий информацион-ный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения) |
Рис. 2.2. Виды взаимодействия материального и информационного потоков
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
источник;
направление движения;
скорость передачи и приема;
интенсивность.
Соответственно управлять потоком можно:
изменяя направление потока;
ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
лимитируя объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измерение информационного потока:
единица информации , то есть байт, бит . единица времени час, мин., сек.
В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:
количеством обрабатываемых и передаваемых документов;
суммарным количеством документострок.
В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Структура общего объема информации в магазине
продовольственных товаров (%).
№ п/п |
Наименование вида информации |
Отделы |
Всего (%) | |
бухгалте-рия |
плано-вый | |||
1. |
Поступающая в магазин – всего В т.ч. - от поставщиков - от подотчетных лиц |
74,8 63,0 11,8 |
0,1 0,1 - |
74,9 63,1 11,8 |
2. |
Выходящая из магазина – всего В т.ч. - в вышестоящие организации - в банк |
4,9 1,8 3,1 |
0,3 0,3 - |
5,2 2,1 3,1 |
3. |
Внутренняя – всего В т.ч. - для управления торгово-хозяйственной деятельностью - для расчетов как вспомогательный материал Итого |
12,5 3,8 8,7 92,2 |
7,4 7,2 0,2 7,8 |
19,9 11,0 8,9 100 |