Заключение
Влияние асимметрии информации на благосостояние потребителя и положение продавцов разнокачественной продукции описано в классической модели Акерлофа широко известной в экономической теории как «рынок лимонов». Смысл модели заключается в следующем. Если покупатель рассчитывает, что с вероятностью больше нуля предлагаемый ему товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать ему товар низкого качества. В условиях асимметрии информации продавцы товара высокого качества, скорее всего, вынуждены будут уйти с рынка, поскольку разновесная цена на определенный товар окажется ниже цены товара высокого качества. При этом непосредственной причиной вытеснения лучших продавцов с рынка оказывается решение самих покупателей, заинтересованных в приобретении высококачественных товаров[18].
Итак, выделим несколько основных проблем, возникающих из-за асимметрии информации: ¨
1. проблема ухудшающего отбора; ¨
2. проблема риска недобросовестности; ¨
3. проблема стоимости выявления.
Проблема ухудшающего отбора оказывает влияние на положение участников сделки до заключения договора, причем сторона, не обладающая достаточным количеством информации, желая приобрести товар за меньшую цену, сама определяет сумму сделки. Именно здесь возникает проблема ухудшающего отбора, поскольку за эту сумму совершить сделку, скорее всего, согласятся только продавцы товара низкого качества.
Проблема риска недобросовестности, появляется после заключения сделки, причем контрагент, с которым заключена сделка, стремится максимизировать собственную полезность.
Проблема стоимости выявления состоит в том, что даже после совершения сделки иногда невозможно определить, было ли добросовестным поведение контрагента. После заключения договора контрагент может потребовать увеличения оплаты за товар (услугу), в связи с увеличением его рыночной стоимости. В данном случае потребителю зачастую сложно определить объективность повышения цены.
На финансовых рынках проблема неблагоприятного отбора может быть разрешена только при условии проведения продавцами высококачественных продуктов особой политики - сигналов качества. К тому же для предотвращения вытеснения качественных товаров некачественными необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, направленных на информирование покупателей.
[1] Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. – С. 22.
[2] Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Издание 6-е, дополненное и переработанное. – Киров: АСА, 2007. – С. 112.
[3] Макконелл К., Брю С Экономикс. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002. – С. 201.
[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. - М: Вильямс, 2003. – С. 332.
[5] Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб.: Питер, 2002. – С. 97.
[6] Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Питер, 2005. – С. 215.
[7] 50 лекций по микроэкономике: В 2 т. / Под ред. В.М. Гальперина: СПб.: Экономич. школа, 2000. Т. 2. – С. 556.
[8] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Дело, 2000. – С. 288.
[9] Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов: Пер. с англ.: Под ред. Н.Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 467.
[10] Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. – С. 490.
[11] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-е изд. - М: Дело, 2007. – С. 612.
[12] Воронов Ю.П. Первая Нобелевская премия по экономике // ЭКО. - 2002. - № 1. - С. 40–61.
[13] Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм. THESIS. – М.: Высшая экономика, 2004. - С. 91-104.
[14] Тихонов А. Новая информационная парадигма: прикладные аспекты. – М.: Дашков и К, 2005. – С. 376.
[15] Туктаров Ю. Ипотечные ценные бумаги // Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 11 – С. 22-25.
[16] Капицына Н.А Модели рыночных отношений в больничном секторе // VIII Международная научная конференция «Модернизация экономики и общественное развитие» (3-5 апреля 2007 г.)
[17] Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2006. – С. 405.
[18] Асимметрия информации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://uskof.ucoz.ru/publ/informacija_kak_ehkonomicheskaja_kategorija/asimmetrija_informacii/4-1-0-9