Заключение
Подводя итог можно сделать общие выводы: Для успешного развития малого бизнеса в ПМР необходимо наметить определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в разработке нормативно-правовой и законодательной базы; улучшении координации всех государственных, негосударственных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса; формировании эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощении порядка получения разрешительных документов; облегчении доступа к финансовым средствам.
Однако в реальном секторе экономики республики малый бизнес за исключением небольшого количества предприятий, не получил своего развития. Поэтому для активизации малого предпринимательства, создания конкурентной среды, насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, роста доходной части бюджета и занятости населения, повышения доли производимой малыми предприятиями продукции в валовом внутреннем продукте, стабилизации и укрепления экономики необходима действенная государственная поддержка малого предпринимательства.
Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не менее трудным явился процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов. Производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких, как, например, легкая промышленность, — в 6—7 раз. Тяжело отразился на положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей, 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что сделать существенный рывок в экономике невозможно без развития малого предпринимательства.
Для развития производственной и инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинговых методов, использованием различных форм организации бизнеса.
Важным экономическим рычагом, способствующим эффективному развитию малого предпринимательства, может выступать и финансовый лизинг. Возможность получения в лизинг не только денежных средств, но и оборудования, машин позволит субъектам малого и среднего предпринимательства решать проблемы финансирования и залогового обеспечения такого финансирования.
26
Для дальнейшего успешного развития малого и среднего предпринимательства необходима активизация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В этих целях необходимо:
-провести реструктуризацию финансовой системы;
-усовершенствовать институциональные преобразования по аккумулированию и объединению финансовых ресурсов с целью увеличения эффективности мероприятий и улучшения контроля;
-расширить и активизировать информационное обеспечение о выгодных источниках финансирования.
Реализация программ инвестиционной поддержки МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным средством решения социальных проблем, прежде всего проблемы занятости. Во-вторых, важность развития МСБ с точки зрения эффективности использования ресурсов. Средства, выделяемые МСБ, должны рассматриваться как инвестиции, способные принести дополнительную прибыль.
На формирование и развитие малого и среднего бизнеса, выбор организационно-правового статуса особое влияние оказывает так называемый «налоговый климат», создаваемый совокупностью законов и правил, регламентирующих уплату налогов в ПМР.
Динамика развития малого и среднего бизнеса и выбора форм хозяйствования в связи с изменением форм налогообложения фиксирует тенденцию его неустойчивости, которая проявляется не только в низкой величине прибыли из-за изменения налогообложения, но и в специфическом жизненном цикле функционирования предприятий малого бизнеса.