Механизм и основные принципы функционирования рыночной экономики
потребителей. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму
распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические
принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в
своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями
общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и
сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную
плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли
национального продукта.
Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы
приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг,
товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую
из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих
отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос
поднялся, а в другой (В) - упал. Экономическая прибыль, которая возникает
сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для
этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными
средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие
7
цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие
цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их
применение не столь настоятельно требуется Сигнал о готовности и
способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А
поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы.
Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад
производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение
потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на
ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого
производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся
производстве товаров отрасли А. К тому же увеличение на ресурсы для
производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой
отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для отрасли В, где
снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах
на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных
выгод
путем перераспределения своих ресурсов из отрасли в отрасль А. А это,
разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы
осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение
производства товаров отрасли В. Способность рыночной системы
сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские
вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков
ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.
Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских
вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти
корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся
отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на
них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен
переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При
отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно
правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу
направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды
производства.
8