Механизм и основные принципы функционирования рыночной экономики

потребителей. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму

распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические

принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в

своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями

общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и

сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную

плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли

национального продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы

приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг,

товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую

из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих

отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос

поднялся, а в другой (В) - упал. Экономическая прибыль, которая возникает

сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для

этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными

средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие

7

цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие

цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их

применение не столь настоятельно требуется Сигнал о готовности и

способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А

поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы.

Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад

производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение

потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на

ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого

производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся

производстве товаров отрасли А. К тому же увеличение на ресурсы для

производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой

отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для отрасли В, где

снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах

на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных

выгод

путем перераспределения своих ресурсов из отрасли в отрасль А. А это,

разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы

осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение

производства товаров отрасли В. Способность рыночной системы

сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские

вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков

ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.

Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских

вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти

корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся

отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на

них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен

переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При

отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно

правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу

направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды

производства.

8

Перейти на страницу: 1 2 3