Методика аудита учётной политики организации
выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
На ознакомительном этапе аудитору необходимо выяснить, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности; установить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы. Аудитор также должен проверить, насколько документооборот соответствует требованию иметь своевременную и полную информацию для подготовки бухгалтерской отчётности и других целей [21, с.145].
На основном этапе аудиторской проверки необходимо установить, раскрыты ли в учётной политике следующие темы: выбор способа начисления амортизации основных средств, способ оценки нематериальных активов, выбор метода оценки материально-производственных запасов и готовой продукции, аудитор должен проверить, насколько детально раскрыты методы оценки активов, формирование резервов, методы оценки активов и обязательств. Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении учётной политики на текущий год датирован датой текущего года. Аудитор должен проверить, как были отражены изменения в учётной политике, за счет каких источников. При предполагаемом изменении метода учёта в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли эта информация в пояснительной записке.
На заключительном этапе по результатам аудита учётной политики необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности — с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учётом специфики деятельности организации.
Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:
- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;
- все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.
С этой целью аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководителю проверяемой организации заполнить анкету примерно следующего содержания представленного в приложении 5.
Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере.
Наиболее часто в приказе об учетной политике не находят отражения вопросы:
I. Организационно-технические
- правила и график документооборота;
- внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);
- система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
- положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
- порядок проведения инвентаризаций.
II. Методологические
- способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
- порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
- способы распределения косвенных расходов;
- оценка незавершённого производства.