Осуществление аудиторской проверки рассматриваемые отклонения и нарушения
Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств
и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1).
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
В ходе проведения аудита были проверены:
• правильность отнесения предметов к основным средствам; • правильность выделения единиц учёта по характеру участия в производственном процессе.
В процессе проверки раздела нарушений не выявлено.
Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств
В ходе аудита проверялась правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств:
• в порядке купли-продажи; • в безвозмездном порядке; • в качестве вклада в уставный капитал; • в результате ликвидации.
По результатам проверки имеются следующие замечания:
1. внесение учредителем своей доли в уставный капитал принадлежащим ему компьютером отражалось следующим образом:
Дебет 80 Кредит 75 - 20 000 руб. - погашена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал передачей принадлежащего ему компьютера;
Дебет 08 Кредит 80
Дебет 01 Кредит 08 - 20 000 руб. - компьютер принят к учету в составе основных средств.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов: принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств".
2. По данным бухгалтерского учёта в июне 2009 года были введены основные средства, выявленные в ходе инвентаризации. Данная операция была отражена в учёте записью по дебету счёта 01 в корреспонденции со счетом 91 на сумму 515000 руб. Принятие актива в качестве объекта основных средств не было оформлено Актами о приёмке-передаче объекта основных средств (ОС-1).
Тем самым были нарушены положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который устанавливает, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, не подтверждён документально момент принятия актива к бухгалтерскому учёту в качестве объекта основных средств, служащий ориентиром при определении периода начисления амортизации.
3. В ходе проверки отмечены случаи несоответствия сведений главной книги и журнала-ордера № 13.