Государственное регулирование учета затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Порядок отнесения сумм начисленной амортизации на издержки производства по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, регулируется «Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» от 23 ноября 2001 года (с изменениями и дополнениями).
Кроме перечисленных нормативно-правовых документов, регулирующих методику учета затрат для бухгалтерского учета, необходимо обратить внимание на нормативно-правовые документы, регламентирующие методику учета затрат в целях налогового учета.
Одним из таких документов является Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль». Данный закон определяет порядок налогообложения прибыли организации, сроки уплаты налогов, порядок предоставления и составления налоговых деклараций, а также иные вопросы, касающиеся уплаты налогов на доходы и прибыль, а следовательно, и организацию налогового учета на предприятии.
Важным нормативно-правовым документом является Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31.01.2004 года №19. Данная инструкция разработана в соответствии с Общей частью Налогового Кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года «О налогах на доходы и прибыль» и определяет порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы и налога на прибыль. Документ определяет плательщиков налогов на доходы и прибыль, объекты налогообложения, затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, налоговые ставки, льготы по налогообложению, а также особенности налогообложения в и регистры налогового учета и порядок их ведения. Данная инструкция определяет затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, как стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. При этом материальные затраты оцениваются по стоимости фактических затрат на них, определяемых в порядке, установленным законодательством [11, c. 65].
Основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Закон “Об аудиторской деятельности” от 8 ноября 1994 г. (в редакции Закона от 18 декабря 2002 г. № 164-3). Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
При проведении аудиторской проверки также необходимо руководствоваться и рядом Правил аудиторской деятельности, утвержденных Постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь (например, Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 № 128 утверждены Правила аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности" и иные правила аудиторской деятельности).
Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 “О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности” (далее – Указ № 67) установлены организации, которые обязаны ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, сроки внесения исправлений после проведения аудиторской проверки в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, экономические санкции за уклонение от проведения обязательного аудита.
В целях реализации Указа № 67 от 12 февраля 2004г. действует Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12 марта 2004 г. № 32/38 “О порядке представления в налоговые органы аудиторского заключения о результатах обязательного аудита и признания утратившими силу Постановления министерства финансов Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь” от 19 июля 2001 г. № 66/89”. Данным Постановлением установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежат обязательному аудиту достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на налоговый учет аудиторское заключение о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в месячный срок после завершения аудиторской проверки, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, нормативно-правовая база определяет методику учета затрат в организации и методы калькулирования себестоимости продукции. В настоящее время важными вопросами, подлежащими включению в программу проверок субъектов хозяйствования налоговыми инспекциями, являются соблюдение плательщиками «основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Неверное применение методики определения себестоимости реализованной продукции является наиболее распространенным нарушением, которое допускают налогоплательщики, осуществляющие производственную деятельность. Особенно часто встречается недостоверное формирование плательщиками элементов себестоимости продукции (работ, услуг). Установлены многочисленные факты, когда в себестоимость необоснованно включали затраты, подлежащие отнесению за счет прибыли, относящейся в распоряжении предприятия и других источников, налоги и сборы, которые не подлежат включению в состав себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством. Известны случаи, когда на затраты относили расходы по рекламе сверх установленных нормативов, расходы, не связанные с производственной деятельностью и другие расходы, не относящиеся на себестоимость продукции в соответствии с действующим законодательством. Именно в целях избежания и предотвращения данных ошибок всем субъектам хозяйствования следует руководствоваться нормативно-правовой базой, определяющей состав и методику учета затрат, относящихся на себестоимость продукции (работ, услуг). Необходимо также помнить и иметь в виду тот факт, что изменения и дополнения к данным нормативно-правовым документам могут существенно изменить действующую методику учета.