Анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
- оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
- оценки динамики выпуска и реализации продукции;
- оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
- установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.
Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:
научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1 этап - выделение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями.
2 этап - планирование аналитической работы.