Теория эффекта масштаба.
Является альтернативной теорией, которая была создана по ряду причин. В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, универсальное объяснение которым классические теории дать не могут. Это побуждает к дальнейшему развитию уже существующих теорий и к разработке альтернативных теоретических концепций по ряду причин: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговле; 2) Резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю; 3) Возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства.
В начале 80-х гг. П.Крюгман, Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции (возникает экономия, обусловленная массовым производством).
Согласно этой теории многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим ёмкий рынок.
Недостатки: Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, т.к. связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК.