Содержание антимонопольного законодательства Российской Федерации
Для российского антимонопольного законодательства характерны два направления: 1) борьба с пережитками монополизма командно-административной системы; 2) профилактика (недопущение) создания новых монополий. Антимонопольная политика должна учитывать специфику российских монополий и их принципиальное отличие от западных, например то, что с большинством из них нельзя бороться посредством их раздела. Напомним, что западные монополии создавались в условиях конкурентной борьбы путем поглощения (присоединения, слияния) конкурентов, т.е. предприятий, производящих одинаковую (или аналогичную продукцию). Поэтому после раздела каждое из образовавшихся предприятий немедленно начинало конкурировать с другими. Большинство же российских монополий являются монополиями «по принуждению». Они с самого начала создавались как предприятия, которые должны были обеспечить потребность всей страны в той или иной продукции. В таких условиях раздел даже крупнейшего монополиста (например, отделение литейного завода от машиностроительного) не приведет к ликвидации монополии. В любом случае машиностроительный завод оставался бы монополистом, но технологические связи между обоими предприятиями ухудшились бы ( 2, 62-63).
Антимонопольное законодательство РФ устанавливает: запрет действий фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан; запрещение монопольных сговоров о ценах, изъятия товаров с рынка для поддержания дефицита, раздела рынка, попыток ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм; наказание фирм, занимающихся недобросовестной конкуренцией (распространяющих ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей, обманывающих покупателей относительно реальных свойств и качеств своего товара; незаконно использующих для своих товаров чужие названия и товарные знаки; копирующих фирму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающих у конкурентов их коммерческие секреты, техническую, производственную и торговую информацию); контроль за деятельностью монополистов, осуществляемый специальным органом (при нарушении требований законодательства этот орган вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки и наложить на виновную фирму штраф).
Законом установлен государственный контроль за созданием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов, а также предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение законодательства.
Закон РФ о защите конкуренции 2006 г. Позволяет объединить нормы, касающиеся конкуренции на товарных и финансовых рынках, расширяет нормы, связанные с ограничением конкуренции органами исполнительной власти и местного самоуправления. Включение таких норм – это особенность российского конкурентного права, существенно отличающего его от конкурентного права зарубежных стран с развитой экономикой. Закон изменил систему санкций и критерии определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, занимающего на рынке определенного товара свыше 65 % доли рынка (если субъект не докажет обратного) и даже более 35 %, если антимонопольный орган сможет это доказать[1].
Цели закона – обеспечение единства пространства беспрепятственного перемещения товаров, свободной экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (1, 116-119).