Принципы и проблемы инвестиционной политики
Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.
11. Принцип ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли.
Как показывает мировая практика, любая развивающаяся страна, имеющая ресурсную или экономическую базу, должна ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.
12. Принцип равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов.
Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство (большая емкость рынка реализации, низкая стоимость производственных факторов и т.д.). Создание налоговых льгот безприменительно к целям инвестирования, направлений инвестирования и т.д. - удел стран бедных (не только по показателю доходов на душу населения, но и по природным, экономическим ресурсам). Создание льготных условий, не дав ожидаемого эффекта по притоку иностранного капитала, даст негативный эффект в отношении инвестиционной активности местных инвесторов. Программа же либерализации иностранных капиталовложений должна проводиться только в рамках более широкой политики стимулирования частной инициативы в целом, то есть охватывая и национальных предпринимателей. Например, стимулироваться могут инвестиции в регионы экологического бедствия, социальную инфраструктуру (строительство домов, дорог, мостов).
13. Принцип временного ограничения на перевод прибылей.
Весьма распространенное и проникшее в законодательные акты некоторых стран СНГ мнение о том, что ограничений в переводах за границу прибылей не должно быть, является ошибочным. Неограниченный перевод за границу с первой же прибыли означает, что страна не получает в этом случае практически никаких выгод. Как показывает опыт других развивающихся стран, большинство из них использует рычаг ограничения. Так , согласно законам Чили, Боливии, Мексики иностранная компания не имеет права начать перевод прибыли ранее , чем через 5 лет.
Главными особенностями государственной инвестиционной политики в условиях перехода к рынку являются:
- селективность и избирательность;
- мобилизация множества источников финансирования капитальных вложений;
- маневренность;
- максимальная возвратность;
-дальнейшая децентрализация капитального строительства;
-более полное использование всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность. Инвестиционная политика находится в сильной зависимости от уровня экономического и технического развития производства. Исходя из целевых параметров развития инвестиции могут быть направлены на организацию новых производств, техническое перевооружение или реконструкцию существующих. В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве товаров народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного производителя. Сегодня отечественное производство покрывает только 40-50% потребности страны в товарах. В результате острой конкуренции со стороны зарубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.
Для структурных преобразований экономики Казахстану требуются иностранные инвестиции в объеме 9 млрд. долл. США в течение 6 лет, т. е. 1,5 млрд. долл. ежегодно. Первым звеном структурных преобразований экономики является инфраструктура. Развитие производственной инфраструктуры непосредственно способствует росту производства. Именно сейчас целесообразно стимулировать инвестиции преимущественно в развитие производственной сферы, и тогда инвестиции в сфере обращения, где они используются для купли-продажи импортной продукции, сократятся. Ежегодно в Казахстан ввозится промышленная продукция на сумму более 4,5 млрд. долл., что равносильно созданию новых рабочих мест для 2 млн. чел.