Состояние и перспективы инновационного развития промышленного комплекса Республики Татарстан
В настоящее время происходит смена парадигмы общественно-экономического развития, характеризуемая становлением новых производительных сил, что проявляется в объективном изменении технологической природы любой экономической системы на мезоуровне.
Анализируя экономическую ситуацию понимания закономерности и особенности всеобщей смены парадигмы общественно-экономического и научно-технического развития, можно говорить о необходимости формирования инфраструктуры инновационного развития на региональном уровне. Прежде всего это продиктовано переходом от традиционной, модернизационной и мобилизационной модели к новой модели экономического развития, что предполагает трансформацию целого ряда системно- и структурообразующих связей в экономических системах.
Формирование региональной инфраструктуры инновационного развития - объективно обусловленный процесс реакции экономики на требования современного научно-технического и общественно-экономического прогресса. Целевая ориентация ее деятельности связана прежде всего с развитием инновационной активности хозяйственных систем по научно-технологическому обновлению производственного аппарата, продукции и организации производства. При этом, естественно, должны учитываться конкретные проблемы, особенности, специфика ситуации в региональных системах, что обусловливает различие базовых элементов инфраструктурного обеспечения инновационного развития.
Прежде всего это определяется состоянием и сочетанием местных факторов-ресурсов: интеллектуального, предпринимательского, финансового, управленческого и пр.
Ввиду большого разнообразия решаемых задач, элементы инфраструктурного обеспечения имеют различные категории оценки и совокупность показателей, но между ними не может быть принципиальных отличий, ибо их деятельность направлена на становление инновационного развития в хозяйственной региональной системе. Кроме того, следует учитывать, что их влияние на инновационную активность может быть как непосредственным (создание и передача новых технологий в производство, формирование новых инновационно ориентированных фирм), так и опосредованным (координация деятельности структур, консультирование и пр.).
Основной характеристикой измерения инновационной восприимчивости систем является инновационная активность товаропроизводителей т.е оценка того, как результаты деятельности научно-технического комплекса находят свое отражение в деятельности предприятий промышленности. Однако, как уже отмечалось ранее, эффективность инфраструктурного обеспечения количественно измерить очень сложно. На наш взгляд, следует рассмотреть инфраструктурную модель инновационного развития промышленного комплекса как возможность для выявления зон подверженных количественному измерению.
В качестве основных результатов эффективности инфраструктурных элементов можно отнести:
- совокупность работ, связанных с внедрением новых или усовершенствованных видов продукции, услуг и технологических процессов;
- приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений, приобретение технологий, а также проведение НИОКР путем заключения договоров.
При этом динамика и конкретные характеристики инновационной деятельности выступают в качестве важных показателей при изучении производственных процессов. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития, безусловно, полезно, но возможная степень этой полезности должна быть проанализирована как, по отношению к приоритетам социально-экономического развития региона, так и по отношению к структурам, оказывающим комплексную поддержку элементам инновационно-предпринимательского характера на мезоуровне.
Следует также отметить, что для формирования инфраструктурной модели необходимы три определяющих источника:
- научный потенциал;
- интеллектуальный потенциал;
- промышленный потенциал;
- инвестиционный потенциал.
Посредством инфраструктуры происходит взаимосвязь между указанными источниками.
Процесс инновационного типа развития промышленного комплекса в ряде регионов затруднен из-за отсутствия/или частичного отсутствия выше указанных источников. Кроме того, регионы Российской Федерации наделены спецификой научно-технического развития и промышленного потенциала, что предполагает индивидуально-дифференцированный подход в осуществлении целенаправленной политики инновационного развития. Такая картина характерна и для республики Татарстан, где основным механизмом инновационного развития региона выступает взаимодействие промышленного и научно-технического комплексов.