Импорт и экспорт товаров. Внешнеторговое регулирование
Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики:
прямое и косвенное субсидирование экспортеров;
кредитование экспорта;
страхование экспорта;
содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;
содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией;
внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках;
моральное поощрение экспортеров.
Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов.
В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций, военного оборудования.
Важным средством государственной поддержки экспорта является также страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми институтами.
Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.
Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному контролю.
Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать, хранить, добывать и продавать.
Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".
Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.
В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката.