Заключение.
Заканчивая курсовую работу, нам хотелось бы коротко остановиться на основных выводах, которые были получены в результате рассмотрения и изучения данного вопроса, обобщить их и высказать свою точку зрения по данной теме.
Итак, налоговая система – это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых в стране на условиях, определяемых законодательными актами, и методов налогообложения, сбора и использования налогов. В России создана организационная структура системы взимания налогов – Федеральная Налоговая Служба, подчинённая Президенту РФ и Правительству РФ, главной задачей которой является обеспечение наполняемости бюджета страны при чётком выполнении налогового законодательства.
За шестнадцать лет существования налоговой службы России при активном участии налоговых органов было создано новое налоговое законодательство, которое при всех имевшихся на начальном этапе его формирования недостатках обеспечивало сбор налогов, необходимых для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы.
Следует так же учитывать, что налоговая система России возникла и с первых же дней развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К тому же, финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной.
Однако следует отметить и недостатки налоговой системы в нашей стране:
излишне фискальный характер;
отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;
слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;
недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
частые изменения отдельных налогов;
низкое налогообложение природных ресурсов.
И этот перечень можно продолжать.
Поэтому мы считаем, что для выхода из кризисного состояния необходимо провести следующие преобразования налоговой системы России:
повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций (льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли);
высокая прогрессивность обложения особо высоких, спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);
«установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц)»;
стимулирование приоритетных видов экономической деятельности (льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей; льготное налогообложение основных продуктов потребления; повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг);
развитие финансово – кредитной сферы экономики;
введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;
закрепление новой российской доктрины мирохозяйственного участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнёра.
Таким образом, только после указанных доработок, на наш взгляд, налоговая система Российской Федерации сможет эффективно регулировать рыночные отношения. А так как её роль в регулировании рынка довольно велика, в частности, это:
ограничение стихийности рыночных процессов;
формирование производственной и социальной инфраструктуры;
уменьшение темпов инфляции;
обеспечение взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий;
регулирование внешнеэкономической деятельности, включая привлечение иностранных инвестиций;
оказание помощи в развитии приоритетных отраслей и ликвидации убыточных предприятий,
то первоочередной задачей на сегодняшний день является дальнейшее реформирование налоговой системы РФ.
[1] Виноградова Е.Н. Экономическая теория: курс лекций. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2005г.
[2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997г
[3] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 3 августа 1998 г. - №31 – Ст. 3824
[4] Виноградова Е.Н. Экономическая теория: курс лекций. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2005г.
[5] Родионова М.А. Финансовое право: учебник. – М.:ВЕЛБИ. – 2004г.
[6] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ. – 1997г.