Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гарантия»
Для удобства и наглядности проведения анализа данные таблицы о структуре финансирования программы по направлениям и по годам представлены соответственно на рисунках 1 и 2.
Рассмотрим структуру финансирования программы «Социальная гарантия» по направлениям. Абсолютный максимум затрат – 93% - приходится на собственно создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в первую очередь, это затраты на разработку различных видов программного обеспечения. Остальные затраты, к которым относятся расходы на организационные мероприятия по реализации программы и нормативно-правовое и методическое обеспечение, составляют незначительные доли.
Такое положение дел вполне закономерно. Естественно, что большинство выделенных из бюджета средств тратится именно на непосредственную реализацию программы, а на вспомогательные и организационные мероприятия приходится незначительная часть расходов.
Таким образом, структуру расходов на осуществление программы «Социальная гарантия» можно признать закономерной и логичной. Однако в данном конкретном случае у нее могут быть свои недостатки. Например, к вспомогательным мероприятиям было отнесено обучение практическим навыкам работы с АИС «Социальная гарантия». На долю этой статьи приходится всего 3% расходов, или 300 тыс. руб. Очевидно, что этих средств явно недостаточно для глубокого и комплексного изучения новой операционной системы. В результате может существенно снизится эффективность использования системы.
Такую ситуацию можно объяснить лишь недостаточностью средств бюджета. Однако имеющиеся средства распределены рационально, так чтобы обеспечить реализацию программы с максимальной эффективностью.
Обратимся теперь к рисунку 2, на котором представлена структура финансирования программы «Социальная гарантия» по годам ее реализации. Первый столбец диаграммы показывает объем финансирования в 2003 году, второй – в 2004.
На 2003 год приходится значительно больший объем финансирования, чем на 2004. Это связано с тем, что данная целевая программа рассчитана всего на два года. Причем задачей на втором году является в большей степени внедрение АИС «Социальная гарантия», чем ее разработка. Основной комплекс мероприятий по разработке системы приходится на 2003 год. Очевидно, что затраты на подготовку и разработку системы значительно превышают затраты на ее внедрение (9050 и 950 тыс. руб. соответственно). Хотя на 2004 год и переносится некоторая часть расходов на разработку АИС, большая их доля осуществляется в 2003 году.
Такая ситуация характерна для всех целевых программ, рассчитанных на сравнительно недолгий срок (1 – 2 года). При более мелкой разбивке мероприятий по срокам наблюдается следующая тенденция. Сначала объем финансирования сравнительно невелик, затем он начинает возрастать и к концу первого года достигает своего максимума. Во втором году объем финансирования резко снижается, что связано с переходом от разработки системы к ее внедрению. Этот процесс представлен на графике на рисунке 3.
Таким образом, были рассмотрены плановые данные о реализации областной целевой программы «Социальная гарантия». К сожалению, срок реализации данной программы еще не закончился, и поэтому нельзя провести анализ ее выполнения. Однако уже на этом этапе можно сделать определенные выводы о рациональности составления программы и сделать прогноз ее выполнения. Рассмотрим эти вопросы в следующем подразделе.